Чем запомнился вернувшийся в Витебск Международный фестиваль современной хореографии?

Танцы над Витебском

33‑й Международный фестиваль современной хореографии собрал лучших танцоров

О том, что после двухлетней паузы любимый танцевальный форум возвращается, его организаторы, и в частности Марина Романовская, заместитель генерального директора по специальным проектам центра культуры «Витебск», сперва говорили осторожно. И это понятно. Не самое простое время, большой ремонт главной фестивальной площадки — концертного зала «Витебск», максимально сжатые сроки для возврата IFMC в прежнее русло, нюансов хватало. Но если чего-то очень сильно хотеть и при этом так же много работать, мечты сбываются! И 33‑й по счету фестиваль тому подтверждение.

Театр современного танца «Каннон Данс», г. Санкт-Петербург.

Форум — как магнит

В этом году фест прошел на четырех площадках, в том числе впервые во Дворце культуры профсоюзов в Минске. В городе над Двиной — в КЗ «Витебск» и Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа. Свое искусство продемонстрировали творческие коллективы из Беларуси, России, Казахстана. География IFMC скромнее, чем обычно, но его суть, атмосфера, настроение все те же. Лариса Барыкина, известный российский музыкальный и театральный критик, член экспертных советов и национальной театральной премии «Золотая маска», председатель экспертного совета IFMC, считает:

— За 33 года своего существования фестиваль набрал такую скорость, смелость и мощь, что в нем всегда есть что смотреть и что для себя отмечать. Бываю на очень многих форумах в разных странах, но, наверное, нигде себя не чувствую так тепло и по-родному, как в Беларуси.


На приглашение с радостью откликнулся и Владимир Васильев, легенда советского и российского балета, хореограф, режиссер, художник. Почетный гость признался, что пока IFMC для него — фестиваль номер один:

— Форум как магнит притягивает талантливых, ярких людей. Роль IFMC в развитии современного танцевального искусства однажды определят историки. Я же могу сказать: фестиваль есть, все время растет и обретает новые формы. На то он и современный. И классика тоже должна быть современной. Только так она будет востребована, интересна.


В этом году в преддверии IFMC появилась возможность примерить современный танец к большой сцене. Речь про мастер-класс «Большой — IFMC. Балетный партнеринг» в Национальном академическом театре оперы и балета Беларуси. Игорь Колб, заслуженный артист России, премьер Мариинского театра, главный балетмейстер Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, отметил, что этот эксперимент — с заделом на будущее:

— На IFMC много прекрасных ребят — со своими идеями, видением, мышлением. Уверен, этот фестиваль нужен, актуален. Как актуален и современный танец на академической сцене. Если брать Большой театр Беларуси как площадку, на которой в плане современной хореографии долго ничего экстраординарного не происходило, то к каждому участнику форума, особенно к белорусским танцовщикам, присматриваюсь с большим интересом, на перспективу.

Театр танца «Проспект», г. Тюмень.

Гран-при едет в Тюмень

Главным событием IFMC стал Международный фестиваль-конкурс современной хореографии: 25 творческих коллективов, 39 постановок, 4 часа 44 минуты конкурсного времени… Дело, конечно, не в цифрах, а в магии танца, которой были наполнены все пять дней.

Гран-при увезет домой театр танца «Проспект» из Тюмени за работу «Всякое действие рождает противодействие». I премию между собой разделили два коллектива: проект Евгении Николайчук из Минска и могилевский народный хореографический ансамбль «Алеся». Такая же картина сложилась и по II премии, врученной танцевальной компании «НИКА dance company» из Тулы и проекту Дениса Чернышова из Челябинска. Минский театр танца «Альтана» — с III премией Международного конкурса современной хореографии. Поздравляя победителей, председатель жюри Игорь Колб поделился впечатлением:
— Я попытался прожить все те истории, которые предлагали участники. И увидел таланты, которые завтра прославят свой город, регион, страну.

Театр танца «Проспект» из Тюмени на фестивале современной хореографии в Витебске впервые. Хореографа, художественного руководителя театра Оксану Бакланову переполняют эмоции:

— Эта работа уже получала спецпризы, но высшая награда IFMC для меня не просто победа — исполнение мечты!

Оксана по образованию хореограф, педагог института культуры. В Тюменском индустриальном университете возглавляет студенческий театр. Любопытно, что наряду с ребятами из профильного «культурного» вуза в ее «Проспекте» заняты будущие геологи, геофизики, строители, которые искренне любят танец.

«Проспект» уехал, но обязательно обещает вернуться. Кстати, корни Оксаны — на Витебщине. В детстве она уже приезжала на родину своего отца — в Ушачский район.


naumova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter