Танцует все

Таково  кредо  художественного  руководителя  группы  современной  хореографии  «ТАД»  Дмитрия  Куракулова

Таково  кредо  художественного  руководителя  группы  современной  хореографии  «ТАД»  Дмитрия  Куракулова

Группа современной хореографии «ТАД» — одна из немногих в Беларуси, работающих в стиле модерн, образовалась в Гродно пятнадцать лет назад. В 1995-м коллектив начал работать в составе Гродненской областной филармонии в статусе профессионального. За прошедшие под филармонической «крышей» годы артисты поставили около двух десятков спектаклей и балетов, объездили с концертами райцентры и села области и стали лауреатами нескольких престижных фестивалей в Витебске, Гомеле, Санкт-Петербурге, Варшаве. Премией имени Панфилова, вручаемой лучшему хореографу, отмечен на IFMC создатель и руководитель «ТАДа» Дмитрий Куракулов. А по итогам 2006-го гродненский коллектив признан лучшим в номинации «За яркий творческий эксперимент и постановку хореографических и театральных программ». Диплом лауреата специальной премии Президента Республики Беларусь Дмитрий Куракулов получил из рук главы государства. 

Не для того ль нас выпускают в жизнь, 

Чтоб вопреки невзгодам сильным стать, 

Чтоб вопреки земному притяженью – 

Летать. 

Эти стихи Дима написал к своему первому балету «Стулья». 

Именно с него и начался по-настоящему творческий путь «ТАДа». Путь непростой по разным, как объективным, так и субъективным, причинам. По нескольку раз сменялись артисты, уезжая по контрактам в другие города и страны. Не всегда с первого раза находили понимание нестандартные творческие идеи. Но Дмитрий упорно шел своим путем, не соглашаясь на компромиссы. 

Второй балет Куракулова «Гроза» начинался с грома, молний и бешеного ритма музыки Вивальди. В третьем его спектакле звучали Моцарт, Бизе, Чайковский и… современный авангард. Костюмы для него были выполнены из бумаги, используя которую удалось добиться ярких сценических перевоплощений. 

Кстати, сценические костюмы, как и все в своих постановках, Куракулов придумывает сам. И не только придумывает – создает от начала до конца: кроит, шьет, клеит, вяжет... Получается что-то совершенно особенное для каждого балета. 

А занялся Дима кройкой и шитьем отнюдь не по собственной прихоти. Экстремальная хореография, «ТАДа» требует, с одной стороны, необычных, а с другой – очень удобных костюмов, которые абсолютно не сковывают артистов на сцене.  Единственная попытка заказать костюмы в ателье закончилась полным фиаско: все, что красиво лежало на примерках, после нескольких выступлений превратилось в клочья. Поэтому художественный руководитель группы и сел за машинку. В итоге у тадовцев появились совершенно необходимые для них костюмы-трансформеры, которые могут видоизменяться прямо на глазах у публики в течение нескольких секунд. 

Материалы для этих нарядов Дмитрий тоже выбирает экстремальные. Артисты выходили на сцену в одежде из... полиэтилена, сетки, проволоки и даже магнитофонной ленты, из которой Дима связал для девушек роскошные платки, сверкающие и переливающиеся в свете софитов. 

— С каждым балетом мы изменяемся, каждый для нас – ступень, — утверждает Дмитрий. 

И, следует добавить, каждый – попытка осмысления происходящего в жизни, своего отношения к ней и отражение внутреннего мира постановщика на новом этапе. 

В 2006-м «ТАД» круто поменял вектор собственного движения. Впервые Дмитрий решил использовать для постановки белорусскую музыку. Музыкальной основой балета, посвященного Вацлаву Нижинскому, стал Концерт для виолончели с оркестром молодого автора Олега Слиженка, ученика Дмитрия Смольского, выпускника Белорусской государственной академии музыки. Дипломная работа Олега стала дипломной и для Дмитрия – этой постановкой он завершил учебу в Белорусском государственном университете культуры и искусств, где получил почти универсальную специальность «балетмейстер, педагог хореографических дисциплин, руководитель коллектива». 

Сразу же после премьеры молодому хореографу предложил свое произведение еще один белорусский композитор – Олег Залетнев. Воплотив в танце его «Кредо», «ТАД» выступил с ним на открытии Витебского международного фестиваля IFMC. 

— Прошедший год в полной мере стал для нас знаковым, — убежден Куракулов. – Мы не только открыли для себя возможности отечественной музыки, но и нашли себя в ней. Наши работы, на мой взгляд, стали более философскими, глубокими. И, хотя у многих возникали сомнения по поводу сложности новых постановок, они нашли своего зрителя. 

Нашла своих зрителей и еще одна прошлогодняя премьера – мюзикл для детей «Сокровище гномов». А лучшей оценкой последних работ «ТАДа» стало выдвижение на специальную премию Президента Республики Беларусь. 

Сегодня в их планах – новый балет. Он будет танцем-размышлением, призванным напомнить людям о том, чем является человек на теле Земли, о том, к чему человечеству нужно стремиться и чего нельзя допустить... Впрочем, это не единственная идея, которую намерены реализовать гродненские артисты. Безграничное количество их планов и идей вполне соответствует названию коллектива: с древнего языка – санскрита — слово «ТАД» переводится как «энергия, материализующая воображение». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter