Танки не знают истины

Выход из украинского кризиса возможен только через поиск компромисса

Выход из украинского кризиса возможен только через поиск компромисса

Происходящее в эти дни в Украине вообще не согласуется со здравым смыслом. Сначала “майдановцы” порушили все законы и правила общежития, устроив вооруженный захват власти в столице и западных городах страны. Теперь о своем праве бузить заявили восточные области, не признающие новой власти и требующие проведения референдума о статусе регионов. Это сопротивление вызвало жесткую ответную реакцию в Киеве, который силой пытается усмирить непослушные города. Получился тот самый эффект “взбесившегося бумеранга”. Как его остановить?

Насильно мил не будешь

Пока география и масштабы протестов в восточных регионах Украины лишь нарастают. В ночь на четверг к митингующим городам присоединился Мариуполь, где около трехсот неизвестных атаковали воинскую часть, забросав режимный объект зажигательными фугасами и “коктейлями Молотова”. Завязалась перестрелка, в итоге среди нападавших — трое убитых и более десятка раненых. Напряжение не спадает и в других городах, где протестующим удалось захватить административные здания. Очень емко охарактеризовал подоплеку случившегося заместитель губернатора Днепропетровской области Борис Филатов на своей странице в Facebook. “Я много думал о событиях в Донецке и Луганске. Вывод один — это революция бедности. Мятеж уставших, отчаявшихся и не услышанных властью людей”.

Дальше случилось то, что и должно было случиться: раздираемая  внутренними противоречиями страна, с массой экономических проблем и финансовых долгов превратилась в поле геополитических сражений между внешними игроками. Новые власти страны при поддержке Запада винят в эскалации конфликта российскую сторону. На все обвинения отреагировал вчера Президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с гражданами страны: “Чушь это все, нет на востоке Украины никаких российских подразделений. Нет ни специальных служб, ни инструкторов. Это все местные граждане. Им некуда уходить, они никуда не уйдут. Они хозяева этой земли. И нужно разговаривать с ними”.

Однако вместо разговора из Киева посылают в мятежные регионы бронетехнику, а за поимку каждого наемника-диверсанта объявляют награду в десять тысяч долларов. Какая-то охота на ведьм получается. На самом деле то, что происходит сегодня по правую сторону Днепра, называется гораздо проще — гражданский протест, поддерживаемый значительной частью населения. Иначе так называемых “диверсантов” и “боевиков” силовики давно бы раскрошили. Даже если центральной власти удастся брутально усмирить активистов-мятежников на востоке, политических дивидендов им это не принесет. Насильно мил не будешь. Не все и не всегда решается силой, а зачастую ее применение может еще больше осложнить обстановку.

Риски и компромиссы

Украинский вопрос стал предметом четырехсторонних переговоров в Женеве на уровне дипломатических представителей Украины, России, США и Евросоюза. Однако с первой попытки найти взаимоприемлемую формулу согласия оказалось попросту невозможно. “Принципиальная позиция российской стороны заключается в проведении конституционной реформы в Украине, которая по сути должна закрепить федеративный статус государства. С точки зрения России, федерализация — наилучший способ разрешить кризис, поскольку это гарантирует равные права для граждан западных и восточных областей. Однако с этой позицией не согласны другие переговорщики, поэтому, возможно, потребуется не один раунд переговоров”, — полагает директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий.

Впрочем, такие противоречия служат серьезным аргументом в пользу того, что никакие международные посредники не решат проблемы, если этого не захотят сами украинцы. И прежде всего власть должна услышать свой народ. Компромисс следует искать не между третьими игроками, а между политическими силами внутри страны при сохранении нейтрального статуса и к России, и к Западу. “Первое, что вызывает у меня большой вопрос, — почему действующая власть сегодня не едет в регионы и не разговаривает внятно с людьми, — говорит руководитель аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко. — Сейчас крайне необходим прямой реальный диалог Киева с восточными областями. И без всяких посредников. Власть тогда сильна, если она разговаривает с людьми”. Возможно, имеет смысл провести нечто вроде Форума национального единства или Всеукраинского съезда с участием всех регионов. Формирование на основе такого диалога правительства национального доверия на период до парламентских выборов, мораторий на местные референдумы и начало разработки новой конституции могли бы стать одним из оптимальных выходов из кризиса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter