"Танго втроем"? Это возможно

Режиссер Евгений Волобоев - человек-утопия.
Режиссер Евгений Волобоев - человек-утопия. Сколько я его знаю - он все время носится с какими-то безумными идеями. "А давайте откроем театр на воде!", "Нет, лучше организуем в Минске грандиозный фестиваль европейских театров!", "Или нет, лучше пригласим самого Питера Брука. А что - пусть приедет, научит нас, как делать спектакли, - это же классно!" Некоторые впечатлительные натуры идеями проникаются и даже иногда помогают что-нибудь осуществить. Это заразно.

В мгновения, когда буйство мысли Волобоева отпускает, он ставит спектакли. При этом продюсирует их сам, не имея за душой ничего, кроме опять же сумасшедшей любви к театру и бешеной энергии энтузиаста-оптимиста. Критика чаще всего к волобоевским работам строга. Мол, легкомысленно и наивно. Зато столичные зрители (в особенности зрительницы) их обожают. Помнится, Сергей Курехин пошутил о Моцарте: "Его музыка - фигня. Но фигня божественная". То же можно сказать о спектаклях Волобоева. Ерзаешь в кресле и думаешь: "Ну когда же антракт?" А потом вдруг что-то такое на сцене происходит, после чего уже не замечаешь, как вытираешь мокрые глаза о жилетку незнакомого соседа. Знает Волобоев какую-то театральную тайну. Сама была свидетельницей, как после спектакля "Сублимация любви" женщины влюбленными глазами смотрели на своих спутников. А к финалу его новой постановки "Танго втроем" зрители сильного пола непроизвольно сжимают в бережных объятиях своих подруг. Жалеют потому что.

"Танго втроем" кочующей антрепризы Евгения Волобоева "Белорусские сезоны" идет на сцене Дома литератора. Спектакль хороший. Но недорогой. Прямо скажу: это не просто бедный, но нищий театр. Однако текст пьесы Эрика Шмитта "Загадочные вариации" настолько хорош, что его трудно испортить отсутствием внешних эффектов. Два неплохих актера среднего возраста - вот и все, что нужно для коммерчески успешного спектакля. Ну а если к этому добавить режиссерский почерк и удачно подобранное музыкальное оформление - кассовый сбор будет еще лучше. Но не спешите завидовать антрепренеру Волобоеву. Накануне открытия сезона трагически "погибли" женские костюмы для всех его спектаклей. Придется теперь долго работать на новые. Впрочем, спектакль "Танго втроем" от этой катастрофы пострадал менее всего, поскольку пьеса задумана для двоих мужчин. Режиссер, правда, ввел два собственных персонажа, но они служат хоть и талантливым, но все же фоном для главных действующих лиц.

Вначале мирное течение спектакля не выходит за рамки салонной мелодрамы. К середине действия обнаруживаются элементы детектива. Близость финала возвещается пафосным трагизмом. Завершается повествование тем же, с чего начиналось. Короче, как в популярном фильме: "Анданте, аллегро, скерцо... и снова анданте". На уединенном острове живет писатель - Нобелевский лауреат. Его последняя книга - автобиографический роман в письмах - предмет интервью провинциального журналиста, которого писатель принимает у себя вопреки правилу одиночества. Лауреату так одиноко, что он решается посвятить гостя в святая святых - историю любви всей своей жизни. Чтобы сохранить пылкость чувств, литератор расстается со своей возлюбленной и вот уже 15 лет они, не видя друг друга, переписываются каждый день. Их переписка - и есть последний бестселлер автора. По ходу дела, естественно, выясняется, что журналист - не журналист, а муж возлюбленной писателя. Дальше еще интереснее - мнимый журналист не просто муж, но вдовец с десятилетним стажем. Все это время он писал письма на остров вместо умершей супруги из любви к жене и сострадания к гению. Финал открывает самые неожиданные перспективы: двоим одиноким и бесконечно влюбленным в одну женщину пожилым мужчинам остается поддерживать друг друга на старости лет.

Слезливые мужские монологи о любви земной и неземной перемежаются в спектакле шутками и остроумными сентенциями в духе Бернарда Шоу. Скучать совсем бы не пришлось, если бы режиссер подсократил излишние длинноты.

Особенно приятно, что постановщик не побоялся пригласить на роли не признанных звезд антреприз, а актеров из скромного ТЮЗа Игоря Сидорчика и Александра Полозкова. Такой кастинг считается свежим режиссерским решением. Помимо этого, звучит живая музыка в исполнении Евгения Обухова, а призраком героини является актриса Галина Чернобаева. Есть, конечно, некоторые нечеткости и неточности, но, несмотря на это, слеза исправно пробивается наружу почти все два часа действия. Кто-то из знаменитых театралов сказал, что актер играет на "отлично", если зрительский глаз только "чешется", и это состояние удерживается столько, сколько задумано режиссером.

Я бы рекомендовала женщинам всех возрастов для профилактики отвести своего избранника на спектакль "Танго втроем". Один-то раз могут они пожертвовать футболом ради нас? Главное, затащите его в театр, а там увидите, какая чудесная перемена с ним произойдет. Ну хотя бы на один вечер. Волобоеву и его "Белорусским сезонам" еще спасибо скажете. Пожелайте этим безумным энтузиастам коммерческого успеха. Театр боится бедности. Особенно талантливый.

Ваша крыса.

Ш.А.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter