Слова «таможенный досмотр» ассоциируются в первую очередь с границей. Почему же тогда множество ПТО размещено на территории всей страны?
— Если бы все грузы проверялись и оформлялись на границе, это парализовало бы работу пропускных пунктов, — улыбается наивному вопросу Игорь Сытько, начальник отдела таможенного оформления и контроля №1 Минской региональной таможни, расположенного в районе деревни Щитомиричи. — При въезде грузовиков в страну их осматривают пограничники, машины оформляют, сканируют и отправляют на региональную таможню. Если есть подозрения в нарушениях, которые вызывают, скажем, перевес по осям или нехарактерное соотношение товара на картинке сканирования, система управления рисками нас об этом информирует. Такая машина нуждается в более тщательном досмотре.
Миновать пункт таможенного оформления не получится. Во-первых, ни один уважающий себя магазин или склад просто не примет нерастаможенную продукцию. Кроме того, въехавшая в страну машина помещается под процедуру таможенного транзита. Если через 3—4 дня грузовик не объявится, его внесут в базу данных как нарушителя и начнут искать. Обратно он уже не выедет, а последствия «самовольства» очень серьезные: от огромных штрафов до конфискации транспортного средства. В случае аварии или поломки водителю следует немедленно обратиться в ближайший таможенный орган и сообщить, что он не имеет возможности следовать далее. К нему выедет сотрудник таможни с машиной, товар перегрузят и заново опломбируют.
Конфискованную партию одежды передают в магазины.
Комфортно и без очередей
В здании пункта таможенного оформления просторно, прохладно и… малолюдно. Вместо ожидаемых очередей из замученных дальнобойщиков с кипами бумаг в руках — всего лишь два человека. Один стоит у окошка оформления, второй, расположившись за столиком, проверяет документы. Странно, ведь машин на ПТО хватает…
— Система максимально компьютеризована, в 99% случаев осуществляется электронное декларирование, — поясняет Игорь Федорович. — Водители и предприниматели ждут вызова по электронной очереди в комфортных условиях. Здесь же есть расчетно-кассовый центр. Уплатить пошлины, положенные налоги и получить декларацию можно в считанные часы.
Одна из новинок, которая сейчас «обкатывается» на Минской региональной таможне, — технология удаленного выпуска товаров. Суть ее заключается в том, что машина может прибыть для проведения досмотра в одну зону таможенного контроля, а ее документы, сведения и электронные декларации обработают в другой, менее загруженной, куда отсканированные бумаги отправят по электронной почте. Результаты эксперимента впечатляют: время обработки документов сократилось на 40%, а время нахождения машин в зонах таможенного контроля уменьшилось на 7—10 часов.
На складе временного хранения товары могут находиться 4 месяца.
Не перевес, так подмена
Подивившись достижениям прогресса, идем на таможенный склад. Сюда отправляют продукцию, которая требует дополнительных операций: например, наклейки контрольных знаков, акцизных марок. При нас проходит процедуру таможенного досмотра французское вино, одна бутылка которого оценивается в 100 евро, и это еще до уплаты пошлин и НДС! Инспектор проверяет подлинность акцизных марок. Для этого используется индикатор латентного измерения. Оказывается, на подлинные марки наносят специальное инфракрасное изображение. Наводим на них «глазок» индикатора и видим нарисованную бутылочку. Значит, все в порядке.
К ПТО в Щитомиричах подведена железнодорожная ветка, что позволяет обрабатывать здесь морские 40-футовые контейнеры. Путь их долог: из Китая по морю в порт, как правило, Клайпеды, а потом по железной дороге. После растаможки часть груза — а это одежда и обувь, мебель и аксессуары, часы и компьютерная техника — останется здесь, остальное уедет в Россию и другие страны Таможенного союза.
На складе временного хранения инспектора таможни передают конфискованное имущество представителям организаций, которые имеют лицензию на торговлю конфискатом. Товароведы пристально изучают содержимое картонных коробок с одеждой.
Ноги сами идут в сторону груды ярких тряпочек, но отвлекаться некогда: нужно присутствовать при вскрытии машины из Клайпеды. Инспектор снимает таможенное обеспечение, водитель раскрывает дверцы, и мы видим, что фура битком набита картонными коробками. По документам в них находятся сварочные аппараты и компрессоры. Инспектора выборочно распаковывают несколько коробок, чтобы убедиться, что фактический груз соответствует заявленному. Судя по всему, эта машина растаможится быстро: выгружать продукцию на склад не нужно, система управления рисками на контроль ее не брала, перевеса нет, а в коробках действительно сварочные аппараты.
Работники таможни отмечают, что инциденты с нарушениями случаются нечасто. Самое распространенное — перевес, да и тот не всегда бывает по злому умыслу, а может возникнуть из-за изменения влажности или ошибки при заполнении документов. Впрочем, недавно произошла целая эпопея с сыром. Продукт заявляли как дешевый словенский, а в машинах оказался дорогой сыр иностранных брендов. Изъяли в общей сложности 120 тонн, которые передали на реализацию в магазины конфискованных товаров.
Забыть нельзя оплатить
Максимальный срок нахождения товаров на складе временного хранения — 4 месяца. После происходит задержание товара. Если еще через месяц хозяин не объявится, товар обращают в доход государства. Груз оказывается невостребованным по разным причинам: перессорились учредители, закончились деньги, закрылась фирма. Бывает и так, что после подсчетов предприниматели понимают: дешевле забыть о заказанном товаре, чем оплатить таможенное оформление, пошлину и НДС.
Случается, что в сведения, указанные в декларации, нужно внести изменения. Теперь это тоже можно сделать путем удаленного доступа, причем сделать «правки» могут не только инспектора отделов таможенного оформления, но и сотрудники административных отделов. Кроме того, практикуется так называемый автовыпуск: определенные категории товаров, которые не имеют рисков и не подпадают ни под какие меры ограничения, оформляются даже без участия инспектора. Правда, отправлять их должен уполномоченный экономический оператор, который имеет свою зону таможенного контроля и право опломбировки машин. Сейчас только в ОТОиК № 1 в день выдается около 60 таких деклараций.
В случае удачной реализации новшества будут внедрены в практику работы остальных таможен страны.
nevmer@mail.ru