Таможня больших возможностей

Корреспондент «Р» оценила новшества, которые позволят заметно упростить процедуры таможенного досмотра

На Минской региональной таможне проводятся эксперименты по совершенствованию таможенных процедур, которые повысят транзитную привлекательность нашей страны. Корреспондент «Р» побывала в одном из пунктов таможенного оформления, ознакомилась с процессом досмотра грузов и узнала о новинках.


Слова «таможенный досмотр» ассоциируются в первую очередь с границей. Почему же тогда множество ПТО размещено на территории всей страны?

Игорь СЫТЬКО
— Если бы все грузы проверялись и оформлялись на границе, это парализовало бы работу пропускных пунктов, — улыбается наивному вопросу Игорь Сытько, начальник отдела таможенного оформления и контроля №1 Минской региональной таможни, расположенного в районе деревни Щитомиричи. — При въезде грузовиков в страну их осматривают пограничники, машины оформляют, сканируют и отправляют на региональную таможню. Если есть подозрения в нарушениях, которые вызывают, скажем, перевес по осям или нехарактерное соотношение товара на картинке сканирования, система управления рисками нас об этом информирует. Такая машина нуждается в более тщательном досмотре.

Миновать пункт таможенного оформления не получится. Во-первых, ни один уважающий себя магазин или склад просто не примет нерастаможенную продукцию. Кроме того, въехавшая в страну машина помещается под процедуру таможенного транзита. Если через 3—4 дня грузовик не объявится, его внесут в базу данных как нарушителя и начнут искать. Обратно он уже не выедет, а последствия «самовольства» очень серьезные: от огромных штрафов до конфискации транспортного средства. В случае аварии или поломки водителю следует немедленно обратиться в ближайший таможенный орган и сообщить, что он не имеет возможности следовать далее. К нему выедет сотрудник таможни с машиной, товар перегрузят и заново опломбируют.

Конфискованную партию одежды передают в магазины.

Комфортно и без очередей

В здании пункта таможенного оформления просторно, прохладно и… малолюдно. Вместо ожидаемых очередей из замученных дальнобойщиков с кипами бумаг в руках — всего лишь два человека. Один стоит у окошка оформления, второй, расположившись за столиком, проверяет документы. Странно, ведь машин на ПТО хватает…

— Система максимально компьютеризована, в 99% случаев осуществляется электронное декларирование, — поясняет Игорь Федорович. — Водители и предприниматели ждут вызова по электронной очереди в комфортных условиях. Здесь же есть расчетно-кассовый центр. Уплатить пошлины, положенные налоги и получить декларацию можно в считанные часы.

Одна из новинок, которая сейчас «обкатывается» на Минской региональной таможне, — технология удаленного выпуска товаров. Суть ее заключается в том, что машина может прибыть для проведения досмотра в одну зону таможенного контроля, а ее документы, сведения и электронные декларации обработают в другой, менее загруженной, куда отсканированные бумаги отправят по электронной почте. Результаты эксперимента впечатляют: время обработки документов сократилось на 40%, а время нахождения машин в зонах таможенного контроля уменьшилось на 7—10 часов.

На складе временного хранения товары могут находиться 4 месяца.

Не перевес, так подмена

Подивившись достижениям прогресса, идем на таможенный склад. Сюда отправляют продукцию, которая требует дополнительных операций: например, наклейки контрольных знаков, акцизных марок. При нас проходит процедуру таможенного досмотра французское вино, одна бутылка которого оценивается в 100 евро, и это еще до уплаты пошлин и НДС! Инспектор проверяет подлинность акцизных марок. Для этого используется индикатор латентного измерения. Оказывается, на подлинные марки наносят специальное инфракрасное изображение. Наводим на них «глазок» индикатора и видим нарисованную бутылочку. Значит, все в порядке.

К ПТО в Щитомиричах подведена железнодорожная ветка, что позволяет обрабатывать здесь морские 40-футовые контейнеры. Путь их долог: из Китая по морю в порт, как правило, Клайпеды, а потом по железной дороге. После растаможки часть груза — а это одежда и обувь, мебель и аксессуары, часы и компьютерная техника — останется здесь, остальное уедет в Россию и другие страны Таможенного союза. 

На складе временного хранения инспектора таможни передают конфискованное имущество представителям организаций, которые имеют лицензию на торговлю конфискатом. Товароведы пристально изучают содержимое картонных коробок с одеждой. 

Ноги сами идут в сторону груды ярких тряпочек, но отвлекаться некогда: нужно присутствовать при вскрытии машины из Клайпеды. Инспектор снимает таможенное обеспечение, водитель раскрывает дверцы, и мы видим, что фура битком набита картонными коробками. По документам в них находятся сварочные аппараты и  компрессоры. Инспектора выборочно распаковывают несколько коробок, чтобы убедиться, что фактический груз соответствует заявленному. Судя по всему, эта машина растаможится быстро: выгружать продукцию на склад не нужно, система управления рисками на контроль ее не брала, перевеса нет, а в коробках действительно сварочные аппараты. 

Работники таможни отмечают, что инциденты с нарушениями случаются нечасто. Самое распространенное — перевес, да и тот не всегда бывает по злому умыслу, а может возникнуть из-за изменения влажности или ошибки при заполнении документов. Впрочем, недавно произошла целая эпопея с сыром. Продукт заявляли как дешевый словенский, а в машинах оказался дорогой сыр иностранных брендов. Изъяли в общей сложности 120 тонн, которые передали на реализацию в магазины конфискованных товаров.


Забыть нельзя оплатить

Максимальный срок нахождения товаров на складе временного хранения — 4 месяца. После происходит задержание товара. Если еще через месяц хозяин не объявится, товар обращают в доход государства. Груз оказывается невостребованным по разным причинам: перессорились учредители, закончились деньги, закрылась фирма. Бывает и так, что после подсчетов предприниматели понимают: дешевле забыть о заказанном товаре, чем оплатить таможенное оформление, пошлину и НДС. 

Случается, что в сведения, указанные в декларации, нужно внести изменения. Теперь это тоже можно сделать путем удаленного доступа, причем сделать «правки» могут не только инспектора отделов таможенного оформления, но и сотрудники административных отделов. Кроме того, практикуется так называемый автовыпуск: определенные категории товаров, которые не имеют рисков и не подпадают ни под какие меры ограничения, оформляются даже без участия инспектора. Правда, отправлять их должен  уполномоченный экономический оператор, который имеет свою зону таможенного контроля и право опломбировки машин. Сейчас только в ОТОиК № 1 в день выдается около 60 таких деклараций. 

В случае удачной реализации новшества будут внедрены в практику работы остальных таможен страны.

nevmer@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Владимир ШЛАПАК
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости