Таможня без... пошлин

Последствия совместных действий трех стран, конечно, еще предстоит оценить. Наверняка каждый из тройки что-то потеряет, а что-то найдет. Так бывает всегда, когда принимаются масштабные, судьбоносные решения.

1 июля Беларусь, Россия и Казахстан стали друг другу еще ближе. Таможенный союз, о котором столько было говорено и написано, заработал в полную силу.

Последствия совместных действий трех стран, конечно, еще предстоит оценить. Наверняка каждый из тройки что-то потеряет, а что-то найдет. Так бывает всегда, когда принимаются масштабные, судьбоносные решения.

Для Беларуси начало действия Таможенного союза в политическом плане означает, что граница между страной и западными государствами теперь не только наша, а общая для всей тройки. В экономическом плане новые реалии диктуют и новые правила. И, прежде всего, единые условия перемещения товаров по территории трех государств.

Наиболее острым для белорусов стал вопрос ввоза на нашу территорию легковых автомашин. Как и заявлялось ранее, с 1 июля 2011 года начали действовать единые ставки таможенных пошлин и налогов в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами. Тот, кто не успел ввезти себе автомобиль из Германии или другой страны Евросоюза, теперь будет растамаживать его по более высоким ставкам. Как говорится, кто не успел, тот опоздал.

— Мы постарались предпринять все меры, чтобы смягчить ситуацию, — говорит заместитель председателя Государственного таможенного комитета Сергей Борисюк. — Все последние дни июня пункты пропуска работали в круглосуточном режиме. Несмотря на то, что поток автомобилей был достаточно плотным, заторов или каких-либо остановок не было.

Сергей Борисюк опроверг слухи о том, что автомобили, ввезенные до 1 июля 2011 года, но не растаможенные, после указанной даты будут растамаживаться уже по новым правилам. Это не соответствует действительности.

В ГТК также пояснили, что повышение ввозных пошлин, а известно это было еще год назад, подхлестнуло торговую активность белорусов. За четвертый квартал прошлого и первое полугодие нынешнего года в страну ввезено автомобилей вдвое больше, чем за соответствующий предыдущий период.

С уважением относясь к волнующей многих белорусов теме ввоза автомобилей, хотелось бы сказать о другом. А именно, о самой идее Таможенного союза. Главное теперь для всех нас — белорусов, россиян и казахов — то, что товары, произведенные на территории трех стран, не будут облагаться пошлиной и их производители смогут беспрепятственно перемещать их по всей огромной территории тройки. Единое экономическое пространство (ЕЭП) открывает перед производственниками огромные перспективы. Допустим, предприятие, на котором вы работаете, с учетом расширившегося рынка продаст своей продукции больше. В итоге его экономика станет крепче, и это отразится на зарплатах коллектива.

«Сегодня нет необходимости обсуждать, нужен или нет нам Таможенный союз, — заявил на недавней пресс-конференции министр экономики Николай Снопков. — Эти преимущества и за 2010 год, и за истекший период нынешнего года выражаются в существенном росте экспорта в Россию и Казахстан». Теперь, добавил министр, необходимо стремиться к выстраиванию диалога в совместной экономической работе на базе тех принципов, которые определены в соглашениях, формирующих договорно-правовую базу ЕЭП. Тем более что эти принципы отвечают принципам ВТО. Таким образом, ко всему прочему, у Таможенного союза есть еще и неплохие перспективы.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter