«Таможенную службу пора кардинально менять…» Накануне профессионального праздника председатель ГТК Александр Шпилевский поделился ближайшими планами

Первое и главное: реорганизация таможенного ведомства неизбежна. Второе: в Минске в ближайшее время будет создана оперативная таможня, которая в течение суток сможет закрыть любой участок границы, сменить при необходимости дежурную смену и проконтролировать законность перемещаемых грузов.
Решение о реорганизации вызревало в недрах комитета последние несколько лет, но в полноценную продуманную концепцию начало оформляться только с начала этого года. Что же не устраивает? Прежде всего кадровая политика на местах. Таможенные реалии сегодня таковы: штаты многих постов вынужденно формируются из местных жителей. В первую очередь это касается маленьких приграничных городков, где нет ни высших учебных заведений, ни жилья для минских специалистов… В итоге невысокий профессиональный уровень сотрудников здешних таможенных служб вкупе с давлением местных криминальных структур дают не самый лучший результат. «Нам уже не раз приходилось полностью менять таможенные посты в различных регионах страны. Но даже сейчас едва ли можно утверждать, что там не просачивается контрабандный товар», — считает Александр Шпилевский. Оперативная таможня – структура качественно новая. Она примет в свои ряды сотрудников управления по борьбе с контрабандой, а также службы собственной безопасности ГТК и будет работать автономно, находясь как бы над всей структурой комитета. Малейшее подозрение или сигнал с региона – и оперативники вправе закрыть любой участок госграницы. — Это не просто слова: уже в октябре на стол Президента Александра Лукашенко ляжет двухсотстраничная концепция по реорганизации таможенной службы Беларуси. И если она будет одобрена главой государства и правительством, то уже к концу года число белорусских таможен сократится вдвое. Напомню, сейчас их пока тринадцать. Без сомнения, никак не избежать серьезных изменений и внутренней структуре самих таможен, — убежден председатель ГТК. Но на этом список нововведений не заканчивается. К декабрю планируется создать при комитете единый информационный центр, куда бы со всех пунктов таможенного оформления круглосуточно стекались свежие данные. Для этого уже сделано немало: каждый пункт сегодня оборудован современной системой видеонаблюдения и технического контроля. Осталось только подключить разрозненные локальные системы к центральному компьютеру. Щелк – и вся республика на ладони. «Впредь никаких печатных сводок: в любое время дня и ночи я смогу видеть на мониторе прямо у себя в кабинете, как работают мои люди на том же «Варшавском мосту», «Берестовице» или «Новой Гуте»… Есть там очереди или нет, какие машины пропускают, а какие – нет. И почему, — откровенничал с журналистами Александр Шпилевский. – Это не просто дорогая техническая игрушка. Прежде всего это реальное оружие против контрабанды и приграничной коррупции». С последней в комитете церемониться не привыкли: «липкие» руки – ищи работу. За прошедшие три года ведомство вынуждено было расстаться с 1075 сотрудниками. Пятой частью всего штата. Ставка на молодых, преданных делу профессионалов в итоге оправдала себя. С 2001-го по 2004 год таможенные платежи в бюджет выросли в три раза: с семиста миллиардов до двух с половиной триллионов. Еще в прошлом году реконструированы и введены в эксплуатацию международные пункты пропуска «Козловичи» и «Варшавский мост». В первом полугодии этого года выявлено почти восемь тысяч нарушений таможенного законодательства. Начато сорок уголовных дел по фактам неуплаты в особо крупных размерах, пресечено двадцать попыток контрабанды наркотиков, изъято более шестидесяти килограммов наркотических и психотропных веществ… Но, пожалуй, даже не это главное достижение ушедшего полугодия. В марте этого года в республике начала действовать Инструкция «О присвоении статуса «добросовестный участник внешнеэкономической деятельности». Появление этого пафосного «титула» означает только одно: белорусская таможня решила поощрять честность, порядочность и стабильность. Счастливых обладателей этого символа таможенной удачи пока всего трое. Но, думается, это только начало.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter