Таможенное дело

20 сентября в календарях отмечен как День таможенника...

20 сентября в календарях отмечен как День таможенника. В 1991 году Парламент принял постановление «О таможенной службе Республики Беларусь», подчинив ей таможенные учреждения СССР. Дата некруглая: не юбилей. Характерно, что приходится в отличие от большинства профессиональных праздников не на выходные, а на рабочий день. Поэтому и беседа корреспондента «СБ» с председателем Государственного таможенного комитета Александром ШПИЛЕВСКИМ касалась главным образом будней: специфики подготовки таможенников и их службы, ее значимости для страны, тонкостей взаимоотношений между таможенником и теми, для кого он работает.


— Александр Францевич, говоря о таможенниках, каждый вспомнит фильм «Белое солнце пустыни», знаменитого героя и его хрестоматийные слова: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно». Вымышленный персонаж задал очень высокий профессиональный и моральный стандарт. Где таможенники обучаются своему делу и каков сегодня этот стандарт?


— В последние годы самый высокий конкурс в вузах Беларуси — на факультеты таможенного дела. Это при том, что наши требования к интеллекту и образованности кандидатов изначально высоки. Среди зачисленных, как правило, много выпускников с золотыми медалями, знающих языки. Это, без преувеличения, элита нашей молодежи. Любопытно, что девушка, которая в 2010 году набрала по итогам ЕГЭ наивысшие в стране баллы, подала документы в БГУ именно на эту специальность.  Факультеты таможенного дела работают в трех университетах. Имеем и свое учебное учреждение — институт повышения квалификации.


При нем, кстати, действует одна из лучших в стране лабораторий, где не только занимаются научной работой, но и проводят экспертизы.


— Любопытно, что за экспертизы?


— В ряде случаев размер таможенного тарифа в отношении схожих на первый взгляд товаров может существенно отличаться. Определить характеристики таких товаров, необходимые для проверки правильности взимания таможенных платежей, можно только проведением экспертизы.


Но вернемся к подготовке... Чтобы выявить пригодность студента к профессии, направляем на стажировку в таможни. Проверяем будущих сотрудников, как в силовых структурах. Обязательное условие — тест на полиграфе. Были случаи, когда по его итогам претенденту отказывали. Используется детектор не только при приеме на работу. Его применяют также при проведении внутренних служебных расследований.


— Выходит, что высокий интеллект и даже диплом еще не дают стопроцентной гарантии приема на работу?


— Шансы — пятьдесят на пятьдесят. Подтекст вопроса понятен... Проблему коррупции мы сознаем, для борьбы с ней выстроена и отлажена система. Не знаю, например, аналогичной структуры за рубежом, где действовала бы такая процедура, как отказ от дачи взятки. Предлагают, кстати, и 100 долларов, и несколько тысяч.


Подразумевается не просто голословное утверждение — это действительно серьезная процедура: в любое время дня и ночи вызывается оперативная группа в составе представителя милиции, прокуратуры, службы собственной безопасности... Составляется протокол... В прошлом году таких случаев было около 300, только на прошлой неделе — девять. С сожалением замечу, что риск взяткодателя невелик: суды учитывают раскаяние...


В последние годы наши сотрудники совершают все меньше профессиональных правонарушений и преступлений. В этом году возбуждено одно уголовное дело, связанное с профессиональной деятельностью. При этом большинство таких фактов выявляет служба собственной безопасности ГТК.


— Извините за наивный вопрос: для чего нужен высокий интеллект в чисто технической, как представляется, работе?


— Таможенное дело — сложное и многогранное, регулирует свыше 60 направлений деятельности, спецификой которых владеет лишь ограниченный круг специалистов. Приведу пример, понятный всем. В страну ввозятся фрукты: бананы, апельсины, виноград... Средняя цена, предположим, 47 центов за килограмм. Но находится фирма, которая пытается ввезти его по 15 центов. Чтобы понять, что цена нереальна, специалисты подразделения тарифного регулирования должны постоянно знать конъюнктуру. Не только в нашей стране, но и в Германии, Франции, Италии — на мировом рынке.


Это нужно, чтобы разобраться в реальной стоимости товара (фруктов, стройматериалов, цифровой техники, автомобилей — чего угодно), убедить партнеров, что цена не соответствует заявленным документам, взыскать положенную пошлину. Если мы этого не сделаем, на рынке возникнут неравенство, недобросовестная конкуренция. В этом состоит регулирующая роль таможенных органов, крайне важная для экономики страны.


— Кого вы называете партнерами?


— Участников рынка. Тех, кто пересекает границы с товаром. Искусство таможенника в том и состоит, чтобы знать и прогнозировать рынок, предложить его участникам честное, прозрачное взаимодействие, от которого зависит благосостояние страны. За год на территорию Беларуси поступает примерно 50 млн. тонн грузов, со стоимости которых нужно взять пошлину. Существует понятие: стоимость килограмма условного товара. Величина этой условной единицы тесно связана с качеством работы по контролю таможенной стоимости товара. Можно привести цифры: по итогам 2011 года этот показатель составлял 1 доллар 79 центов, а по состоянию на первое полугодие 2012 года — 2 доллара 16 центов. Изменение средней стоимости товара влечет за собой и изменение сумм, взысканных таможенными органами в бюджет государства.


В совокупности разница означает огромные деньги. Скажу для примера, что сумма платежей, контролируемых таможенными органами и поступающих в доходную часть бюджета, за 2011 год превысила 27,5 трлн. рублей, или 5,5 млрд. долларов США, за 8 месяцев 2012 года — 3,7 млрд. долларов.


В этом состоит фискальная функция таможенных органов: сбор платежей. Есть и правоохранительная — борьба с контрабандой, и даже строительная — развитие таможенной инфраструктуры.


— Вы хотите сказать, что таможенники строят погранпереходы?


— В других государствах этим обычно занимаются министерства, агентства, коммерческие структуры... Только в Беларуси, пожалуй, пункты пропуска на границах строит таможенная служба. В этом есть разумная логика. Пункт — это не только здания, сооружения, склады, дороги. Это прежде всего технологии. Никто лучше таможенника не знает, что нужно на границе для нормальной работы.


— Как сравнить нынешнюю инфраструктуру и таможенные технологии с началом 90–х?


— Я вступил в должность в 2001 году, все построенные пункты принимал лично, поэтому могу сравнить. По назначению и функциям новые пункты очень отличаются от тех, которые строились в 2002 — 2004 годах. К примеру, мы поняли, что оформление должно быть, так сказать, реверсным. Часто бывает, что въезда ожидает сотня машин, выезда — ни одной. Если с оформлением въезда сотрудник не справляется, к работе подключается тот, кто обычно работает на выезд. И наоборот. Таможеннику тяжелее, зато всем остальным легче.


Пересечение границы контролируют несколько ведомств: таможенные, пограничные, санитарные, ветеринарные, транспортные... В некоторых странах они расположены в разных зданиях, что доставляет перевозчику немало хлопот. Мы размещаем все в одном месте, что позволяет создать наиболее комфортные условия для оформления товаров на границе.


— Достаточно ли развита инфраструктура?


— Сегодня действуют 11 новых погранпереходов, но их пропускная способность еще не отвечает реальному потоку транспорта: за сутки границы пересекает около 7 тысяч только грузовых машин. Этот поток каждый год увеличивается еще на 15 — 30 процентов. Поэтому к 2013 году появятся еще 5 пунктов. Удовольствие дорогое. Но и значимость транзита для страны велика, поэтому на развитие таможенной инфраструктуры деньги выделяются.


Без ложной скромности замечу: ГТК, наверное, одно из самых передовых государственных ведомств, применяющих электронные технологии. Мы используем в работе 40 собственных программ и подсистем. Еще в 1999 году работали только с «бумажками». Сегодня в электронном виде декларируется 90 — 95 процентов экспорта и до 75 — импорта. Это исключает физический контакт между таможенником и транзитером. Товар, перемещаемый через границы Таможенного союза, в режиме реального времени видят также наши российские и казахстанские коллеги. Подменить, подчистить что–либо невозможно. Это одна из составляющих борьбы с контрабандой и коррупцией.


Это многое говорит и об интеллекте современного таможенника. Работа у него ответственная и весьма напряженная. Бывает, 10 — 12 часов не отрывается от компьютера. На 15 минут в течение часа ему можно отвлечься: посмотреть новости, размяться, выпить кофе. Для этого есть помещения психологической разгрузки.


— Повышение ввозных пошлин на автомобили — явная потеря для граждан. А в чем их, возможно, не столь очевидный, выигрыш?


— Говорить на эту тему можно долго: эксперты ГТК подготовили серьезный, обширный документ об эффекте Таможенного союза и связанных с ним рисках. Скажу главное. Конкурировать на равных на мировых рынках с любым нашим продуктом мы пока не готовы. Зато имеем доступ на очень емкий и быстро растущий рынок в границах ЕЭП и ТС. Тарифные преференции, которые он дает, очень значимы для белорусского производителя и экономики страны. Президент заметил, что времени на модернизацию предприятий осталось мало. Если мы сейчас ее не проведем, то рано или поздно при вступлении Беларуси в ВТО получим проблемы с реализацией. Союз дает нам запас времени для реконструкции производств.


Связь прямая: модернизация — конкурентный продукт — достойный заработок. Выигрыш, надо полагать, перевесит разовую потерю при покупке автомобиля.


— Таможенник, наверное, не только за компьютером сидит...


— Наряду с иными правоохранительными органами мобильные группы таможен на постоянной основе действуют на дорогах, ведущих из России. Имеем право остановить и досмотреть любую машину. Задерживаем немало товаров, которые перемещаются незаконно: от бытовой техники до наркотических средств и незаконно ввезенных автомобилей.


— ГТК только исполняет законы или может их инициировать?


— Таможенники видят происходящее в экономике и подводные камни этих процессов, замечают некоторые противоречия в законах, поэтому нередко инициируют их изменения. Кроме того, замечу, ни одно из двух десятков соглашений, которые регулируют отношения в границах Таможенного союза, не было заключено без участия наших экспертов. Они, по признанию российских и казахстанских коллег, — из самых лучших. Это доказывает и сам кодекс Таможенного союза, который на три четверти повторяет наш, принятый в Беларуси в 2007 году.


Наглядные цифры


2.331 км – такова протяженность таможенной границы Беларуси. 170 км приходится на границу с Латвией, 679 – с Литвой, 398 – Польшей, 1.084 – Украиной. 9 таможен действуют в стране.


* * *


170 тысяч документов ежемесячно оформляется в системе электронного декларирования.


* * *


15 минут в среднем занимает у таможенника проверка и регистрация электронной экспортной декларации.


* * *


2–х минут не превысит время обработки документов, когда будет запущена модернизированная подсистема электронного декларирования. Это произойдет уже в сентябре: регистрация будет происходить в автоматическом режиме, без участия инспектора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter