В Москве начались гастроли Большого театра Республики Беларусь

Там же восемь лет спустя

Государственный театр оперы и балета Беларуси открылся 25 мая 1933 года. В 1939 — 1940 годы на его сцене осуществлены постановки первых белорусских национальных опер. Во время немецкой оккупации в полуразрушенном здании театра были конюшни, а убранство театра вывезли в Германию. Коллектив в это время находился в Горьком.


Первые выступления белорусской труппы на сцене Большого театра России состоялись в 1940 году. За 80 лет Минск показал в Москве более 80 спектаклей.

— Мне чрезвычайно приятно приветствовать коллег из Беларуси. Сразу видно, что приехал классный, высокопрофессиональный коллектив. Я уверен, что эти гастроли станут успешными и интересными, — сказал на пресс-конференции, посвященной гастролям, директор Большого театра России Владимир Урин.

— Нынешние гастроли Большого театра Беларуси в России проходят после восьмилетнего перерыва.
Для театральной культуры Беларуси это большое событие, новая страница во взаимоотношениях двух главных театров Беларуси и России, — рассказала генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова. — Большие театры России и Беларуси связывают многолетняя дружба и творческое сотрудничество. По пожеланию российской стороны в гастрольную афишу включены знаковые спектакли белорусской сцены.

Выступление Большого театра Беларуси на сцене Большого театра России проходит в рамках обменных гастролей между двумя коллективами.

— В ноябре 2023 года Большой театр России с оперным и балетным спектаклями приедет на гастроли в Минск, — сказал директор ГАБТ РФ Владимир Урин. — В этом году гастроли нашего театра уже расписаны. В программу гастролей может быть включен премьерный показ итальянской оперы «Адриана Лекуврер», которую планируется представить на новой сцене ГАБТ России в начале ноября 2023-го. Покажем в Москве и сразу повезем ее в Минск!

Владимир Урин также уточнил, что обменные гастроли ведущих театров двух стран проходят по инициативе генерального директора Большого театра Беларуси Екатерины Дуловой.

— Мы приехали сказать, что мы с вами, с Россией, — заверил белорусский дирижер Владимир Оводок, — мы привезли наши души, чтобы зарядить публику эмоциями.

На исторической сцене Большого театра России белорусская труппа представляет два знаковых спектакля из своего репертуара: национальную оперу «Дикая охота короля Стаха» Владимира Солтана в постановке Анны Моторной и балет «Щелкунчик» Петра Чайковского в постановке Валентина Елизарьева (28 — 29 октября).

Директор Большого театра РФ Владимир Урин и худрук Большого театра Беларуси Валентин Елизарьев сверили часы.
роман щербенков

Опера белорусского композитора Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха» по одно­именной повести Владимира Короткевича — национальная классика. Премьера спектакля состоялась в июле 2021 года, каждый показ спектакля собирает аншлаги. Постановка Анны Моторной (родом из Нижнего Тагила) победила в республиканском конкурсе на лучший культурный проект патриотической тематики в номинации «Лучший спектакль музыкального театра».

— Когда мне предложили поставить оперу «Дикая охота короля Стаха», спрашивала себя, имею ли право браться за такой материал, — рассказала главный режиссер Большого театра Анна Моторная.  Я прочла «Дикую охоту короля Стаха» по-белорусски. Это перевернуло мое сознание. Мы старались создать спектакль, который даже неподготовленному зрителю поможет понять очень важное о Беларуси, прикоснуться к ее тайнам.

Второй спектакль, который увидят в Москве, — балет «Щелкунчик» в постановке хореографа Валентина Елизарьева и художника Евгения Лысика. Первая версия балета появилась в 1982 году. На этом спектакле выросло не одно поколение звезд балета белорусского Большого театра и, конечно, зрителей. Спектакль тепло принимали не только на родине, но и во время гастролей за рубежом. В октябре 2020 года прошла премьера новой авторской редакции спектакля, осуществленная народным артистом СССР Валентином Елизарьевым.

Блицинтервью

После пресс-конференции мы пообщались с Валентином Николаевичем Елизарьевым.

— Я родился 30 октября 1947 года в Баку. Учился в Санкт-Петербурге, сейчас живу в Минске. Я люблю этот город, люблю белорусский народ. В 26 лет возглавил балетную труппу белорусского Большого театра. С 2018-го являюсь художественным руководителем Национального академического Большого театра Республики Беларусь.

— Минская сцена отличается от московской?

— Это почти копия. И наклон тот же. Считаю, что белорусская сцена — лучшая в Европе по своим возможностям. На ней можно творить чудеса! Все мое творчество связано с белорусской большой сценой. Я очень люблю Москву, часто бываю в ней. Считаю, что это открытый, интеллектуальный город.

— «Щелкунчик» — авторский балет?

— Авторский балет всегда интересен. Я вложил в него душу. Это балет счастья. Это вторая моя версия балета. В афише белорусского театра два спектакля «Щелкунчик». Два года назад я предложил новую редакцию своей постановки 1982 года. К премьере были восстановлены декорации сценографа Евгения Лысика, заново сделаны костюмы. Так в Большом театре Беларуси появился обновленный «Щелкунчик», которого представят на исторической сцене Большого театра России.

— Сколько приехало артистов балета?

— 65 человек.

— Еще одним событием театральной жизни Большого театра станет юбилейный концерт в вашу честь 4 ноября. Большой готовит гала-концерт, в котором выступят звезды мирового и белорусского балета. Вас приедут поздравлять ведущие театры России и Европы, в том числе Вагановская академия, которую вы окончили. Как будет поздравлять ее руководитель Николай Цискаридзе, уже известно?

— Николай Цискаридзе исполнит номер Джона Ноймайера (лидер гамбургской балетной школы. — Прим. авт.) с Анжелиной Воронцовой.

Татьяна Хорошилова, sh@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter