Хлебный Спас в традициях белорусов

Там рай, где хлеба край

Неделя завершает период «Спасаўкi‑Ласаўкi» последним из трех Спасов — Хлебным. Именно он при хорошей погоде часто совпадал с окончанием работы в поле, с «Дажынкамi».


Заканчивалась очень трудная и великая работа, которую народ сравнивал с ратным делом. Не случайно самая распространенная песня, характеризующая этот труд, начинается так: «А ў нас учора вайна была, мы ўсё поле зваявалi». По давней традиции на Хлебный Спас (29 августа) в церковь несли освящать зерно нового урожая. 
Хлеб у всех восточнославянских народов всегда воспринимался как дар Божий, считался символом достатка, благополучия, доли и счастья. 
Можно сказать, что его почти обожествляли, отношение к нему было практически религиозное. Белорусы относились к хлебу как живому существу. По правилам упавший на пол кусочек нужно было поднять, поцеловать со словами «Даруй, Божачка», чтобы хлеб не обиделся. 

Процесс приготовления хлеба приравнивался к священному действу, с которым было связано множество правил, обрядовых норм, поверий и оберегов. Пекли хлеб обычно один‑два раза в неделю. За один раз из печи выходило от пяти до восьми довольно больших «боханаў». Прежде чем замесить тесто, хозяйка обязательно чисто мылась и, перекрестившись, просила помощи у Бога, чтобы хлеб удался и хорошо подошел. Не разрешалось начинать ставить хлеб с плохим настроением, так как это могло негативно повлиять на его вкусовые качества. На деревянную лопату, присыпанную мукой, сначала клали листья капусты, клена, дуба, ­аира или хрена. При посадке хлеба не разрешалось кому‑то находиться на печи. Когда «бохан» выпекался, нежелательным был приход в дом кого‑то из посторонних. Верили, что от этого хлеб может «испугаться» и потрескаться. Старались даже не разговаривать громко. Ругаться и вовсе запрещалось. Это время считалось очень важным и даже сакральным. 

По «бохану» хлеба, каким он вышел после выпечки, судили о многом. Если разваливался на две части, в мякише получались вертикальные трещины, то это могло насторожить «гаспадароў» и заставить задуматься о своем здоровье. Горизонтальные трещины рассматривались как знак того, что подросшие дети найдут себе пару в ближайшее время и «вяселле» уже не за горами. 

Хлеб присутствует во всех главных обрядах. Хлебом и солью встречают на свадьбе молодых, при этом говорят: «Дарую шчасцем i долею, хлебам i солею». Без хлеба никогда не отправлялись в дорогу. 
С давних пор ценный продукт воспринимался как оберег, охрана от злых сил, «лiхiх людзей», сложных и опасных жизненных ситуаций. 
При сильных пожарах «бохан» обносили вокруг дома, а потом бросали его в огонь с целью успокоить пламя. Хлебом и солью, положенными на «вялiкодны ручнiк», трижды обносили домашнюю «жывёлку», чтобы увеличивалось поголовье и волки обходили стадо стороной. Крошки хлеба забрасывали в водоемы как своеоб­разную дань: «Каб вада не брала нiкога, нi чалавека, нi жывёлы».  

В качестве магического средства хлеб выступает во многих приемах народной медицины. Как за символом добра за хлебом закрепилась еще и функция своеоб­разной диагностики. Так, при выборе места для строительства дома хлеб клали по периметру будущего сруба, по всем четырем сторонам «свету». Если он, пробыв там ночь, оставался не тронутым любым зверьем или же «чужынцамi», то место считалось безопасным и подходящим для жилья. 

В нашей традиции хлеб считается главной, основной пищей, а все остальное, включая молоко, даже суп и борщ — «капусту», воспринимается как своеобразный «дадатак — прыварак да хлеба». Хлеб никогда не убирался со стола, это было законом. 

ПОГОВОРКИ

♦ Трэцi Спас — бяры рукавiцы ў запас. 

♦ Трэцi Спас — лета шась. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter