Какие сорта винограда лучше всего выращивать в Беларуси

Там, где зреет виноград

Тяжелые, удивительно красивые, гармоничного вкуса золотисто‑белые гроздья «Лоры», вкуснейшие желто‑зеленые ягоды «Супер экстры», розовые, долго висящие на кусте, постепенно превращающиеся в рубиновые ягоды «Потомка Ризамата», крупные, янтарные, сладкие и мясистые «Галахада»... И все это не где‑то в Крыму, а у нас в Беларуси. Причем на Витебщине, в северном регионе. 

Наталья и Валерий Помельниковы

Виноград хотя и считается неподходящей для нашего климата культурой, свою историю на белорусской земле ведет с XI века. Сохранилось распоряжение об укрытии лоз на зиму, отданное епископом игумену Туровского монастыря. В XVIII веке виноград выращивали в имении Радзивиллов «Альба», что недалеко от Несвижа. В 1840 году в Могилевской губернии в Горы‑Горецкой земледельческой школе в коллекции плодового питомника было 6 сортов винограда. В 1953 году, согласно всесоюзной переписи плодово‑ягодных насаждений, в Беларуси росло 90.195 кустов винограда. Думаю, сегодня их на порядок больше, несмотря на климат.

— Да, погода Беларуси мало подходит для классических сортов винограда, — соглашается виноградарь‑любитель из Оршанского района Валерий Помельников. — Не все сорта успевают вызреть за короткое (по южным меркам) лето. К большому сожалению, примерно в четырех случаях из семи начало июня у нас прохладное, и процесс цветения проходит слабо. Но когда виноград зацветает, душе хочется петь. И в то же время в северном виноградарстве есть свои плюсы. У нас пока практически нет филлоксеры (виноградной тли), ставшей настоящим бичом южных плантаций, нет фомопсиса (черной пятнистости) и ряда других вирусных инфекций. Редкость пока и грибные заболевания. Правда, в последние годы в связи с глобальным изменением климата и активным ввозом в страну саженцев из южных стран случаи заражения винограда милдью, оидиумом и антракнозом стали встречаться гораздо чаще. 

«Лидия».

Виноградом Валерий Алексеевич заболел почти 20 лет назад, когда до выхода на пенсию оставалось чуть более 5 лет. Тогда не давал покоя один лишь вопрос: чем заниматься на заслуженном отдыхе? Выращивать картошку — скучно, да и привычно. Вот бы превратить дачу в маленькую Италию! А какая же Италия без винограда? Так физик по образованию, долгое время работавший инженером по технике безопасности на Оршанской птицефабрике, на пенсии стал агрономом. Да так увлекся солнечной ягодой, что сегодня профессионалов, способных потягаться с ним по знаниям и практическому опыту, в Беларуси найдутся единицы. Разбуди среди ночи — и он без запинки назовет все свои 150 сортов винограда, их особенности и нюансы агротехники. 

Для своего виноградника сорта он выбирает только ранние и сверхранние, приобретая их у оригинаторов. Средние же на Витебщине капризничают и не вызревают: зачем тогда на них тратить время? Более 200 сортов, не выдержав испытания местным климатом и по другим причинам, «ушли» с участка. Среди них «Юбилей херсонского дачника», «Тамбовский белый», «Минский розовый», «Тимур», «Тимур розовый» и другие. Зато радуют «Армани», «Бажена», «Байконур», «Преображение», «Юлиан», «Новый подарок Запорожью», «Блестящий», «Потомок Ризамата», «Страшенский». Любимцы же — «Супер экстра» и «Галахад»: дают более 30 кг с куста. Часть винограда растет на улице, часть — в теплице. 


Начиналось же все с четырех кустиков, посаженых по случаю. Как‑то ездил за картофелем в Самохваловичи, где случайно и познакомился с Р.Э.Лойко. Он‑то и дал саженцы, сказав, что даже без должного ухода они будут расти и плодоносить. Так они несколько первых лет и росли — некормленые, непоеные и неухоженные. 

Год за годом методом проб и собственных ошибок нарабатывался опыт. Откровением стали книги известных виноградарей — Р.Э.Лойко, Ю.А.Родина, Ю.М.Чугуева, В.И.Воловика. Благодаря им виноградарство стало понятнее и продуманнее. Часто Валерий Алексеевич бывал и у Ю.М.Чугуева в Смоленске. Очень понравилась его технология посадки винограда на гребни высотой 80 см. Южный скат 2 м и с уклоном в 20 градусов, северный — 1,5‑метровый и под 30 градусов. Почва при такой агротехнике хорошо прогревается (вне гряды земля остается холодной до июля), в ней достаточно и воздуха, нет переувлажнения. Недостаток же высоких гряд в том, что в сильные морозы их приходится дополнительно утеплять, если они не укрыты снегом или он выпал слишком поздно. Помельников признается, что если бы сейчас начинал заниматься виноградом, то высаживал бы кусты только по чугуевской технологии. 

Но и у самого Валерия Алексеевича есть что перенять. Взять хотя бы укрытие винограда на зиму. Бывают годы, когда в июне‑июле температура днем не
«Армани».
выше плюс 20, а ночью — плюс 8 — 10 градусов. При таких колебаниях, как шутит виноградарь, клюква не вызреет, не то что виноград. А чтобы и на следующий год не остаться без урожая, надо как‑то сберечь молодые побеги. Теплицы есть не у всех, а простейшее укрытие соорудить может каждый. У Помельникова за всеми кустами (они посажены с востока на запад) сооружено укрытие типа козлов высотой около 1,2 м. Через них переброшена плотная (толщиной 120 — 150 микрон) полиэтиленовая пленка. С северной стороны она натянута круглый год и служит своеобразной защитной стенкой от холодных ветров. С южной — съемная: как только достаточно потеплеет, ее снимают. С северной стороны пленка прикопана, а вверху прибита к поперечине, с загибом в другую сторону. На случай сильных морозов предусмотрен и электрический обогрев: на ряд в 15 м — 5 лампочек по 25 ватт.

Кроме этого, в 40 см от линии шпалеры вкопал ряд бутылок из темного стекла горлышками вниз. Они выполняют роль батареи: днем нагреваются на солнышке, чтобы ночью отдать свое тепло почве. На урожай работают и камни, закопанные в мешке под каждым растением на глубине 40 — 45 см. Наружу из мешка выведена полиэтиленовая трубка диаметром 35 — 70 мм. По ней к корням подаются не только вода и удобрения, но и воздух. На зиму трубки плотно закрываются.

После первых заморозков виноградарь обрезает лозы и при температуре воздуха не ниже плюс 5 градусов обрабатывает их 2‑процентным «Железным купоросом» и укладывает оставленные лозы горизонтально, пришпиливая к земле костылями из проволоки, не допуская касания лозой земли. Так они будут более сухими и менее подвержены болезням. Потом укрывает синтепоном (№ 200). Но чтобы он не цеплялся за лозы и глазки, первым слоем на растение укладывает спанбонд или любую другую гладкую ткань. Венчает же укрывной «пирог» пленка — на случай оттепели и дождей. 

По весне укрытие снимать не торопится: почва сразу все равно не прогреется, а под синтепоном температура выше. Корни начинают работать при плюс 7 градусах. Но даже в конце мая температура почвы на участке в тени на глубине 10 см может быть нулевой.

Пленка, синтепон, спанбонд. «Слоеное» укрытие.

Валерий Алексеевич не раз подмечал, что на перголах и арках лоза вызревает быстрее, чем на шпалере. А все потому, что расположенные горизонтально побеги лучше прогреваются солнцем. 

Виноградник (тем более северный), где влажность и без того повышена, не может обойтись без обработок. Иначе пойдут болезни — милдью и оидиум, гнили. Поэтому ранней весной после открытия первая обработка «Железным купоросом». Плюс его еще и в том, что он на 1 — 1,5 недели задерживает распускание глазков винограда. И этого времени бывает достаточно, чтобы пережить заморозки. Перед цветением, когда побеги отрастут на 7 — 8 см, Помельников применяет «Ридомил Голд», чтобы застраховать посадки от милдью. «Топаз» эффективен против оидиума. «Строби» же работает сразу против этих двух напастей.

Раз в три года подкармливает кусты органикой. Отступив от посадок 50 см, прорывает канавку глубиной 25 — 30 см и наполняет ее навозом. А в течение года поддерживает растения «Кристалоном», давая его вместе с поливом: на 1 куб воды — 1,2 кг удобрения.

Опылитель.
Залог хорошего урожая и в хорошем опылении. Но здесь многое зависит от температуры воздуха. Если она ниже плюс 13 градусов, опыление не происходит. При плюс 13 — 23 — оно очень слабенькое. Самые лучшие для оплодотворения условия, по утверждению Валерия Алексеевича, наступают при температуре плюс 23 — 32 градуса. Пыльца легко разносится ветром, а пыльцевые трубки прорастают за несколько часов. 

При более высокой температуре (особенно в сочетании с сухим ветром) рыльца завязей быстро высыхают и оплодотворение становится невозможным: пыльца к ним не прилипает. Плохо влияют на опыление и дожди. Мокрая пыльца почти не переносится ветром с куста на куст и большей частью смывается на землю. В итоге — горошение ягод и мелкие грозди. Словом, недобор урожая. 

Но Валерию Алексеевичу температурные катаклизмы не помеха. Во‑первых, он знает все закономерности развития винограда. Скажем, если соцветие появилось на побеге, сторона которого лучше освещена, то на нем образуется больше бутонов, которые раньше завяжутся, раньше созреют и дадут больше крупных ягод, чем на менее освещенной стороне. Поэтому, удаляя лишние соцветия, он всегда оставляет те, которые лучше освещены.

Известно, что соцветия образуются начиная с 3 — 5‑го узла, достигая максимума к 5 — 7‑му. Нижние глазки менее урожайные, а у некоторых сортов даже бесплодные. Объяснение этому очень простое: они появляются самыми первыми, когда редко бывает хорошая погода. Все это Помельников обязательно учитывает при обрезке.

Многие виноградари проводят искусственное опыление. Одни по несколько раз с 11.00 до 13.00 встряхивают кусты, другие проходят по винограднику с меховой пуховкой, третьи обдувают цветы потоком воздуха из опрыскивателя или пылесоса.

«Синдикат».
Валерий Алексеевич же использует собственное изобретение: очень простое и при этом весьма эффективное. Нужны лишь аптечная резиновая груша на 0,5 л и 2‑литровая пластиковая бутылка. У бутылки срезаем дно, а в пробке просверливаем отверстие чуть тоньше носика спринцовки. Надеваем на резиновую грушу пробку и закручиваем ее на бутылку. Все, устройство готово (рисунок № 1). 

Ждем, пока начнется цветение. Как только цветочные колпачки отпадут, берем наше устройство, вводим в полость бутылки цветущую гроздь и нажимаем спринцовку. Внутри емкости воздух начинает двигаться — и цветки опыляются. Так как колпачки опадают не все сразу, операцию неплохо повторить через 2 — 3 дня. Сначала Помельников проходится по обоеполым сортам, чтобы получить запас пыльцы. Затем опыляет женские сорта. А чтобы пыльца не терялась, бутылку все время держит срезанным дном вверх. Нужно следить и за носиком спринцовки: он не должен выглядывать из‑за пробки. Иначе вокруг будет собираться пыльца, которую струя воздуха не сможет поднять. 

Как проходит процесс опыления, Валерий Алексеевич узнает по окраске рылец цветков. Если через несколько дней после опыления они не буреют, а остаются светло‑зелеными, значит, есть какие‑то причины, мешающие оплодотворению. Их обязательно надо найти и устранить.

В условиях прохладного оршанского лета обязательно встает вопрос ускоренного созревания ягод. 

Валерий Алексеевич применяет кольцевание: после него ягоды созревают на 2 — 3 недели раньше, а также улучшаются их вкус и размер. Крупнее и красивее становятся грозди, меньше осыпается и завязь. Оптимальное время для этой операции — от начала цветения и пока ягоды не станут размером с горошину. Помельников кольцует только сильные плодоносящие стрелки, а также двухлетние рукава выше сучка замещения. Для этого аккуратно снимает полоску коры шириной 3 — 5 мм с нижней части побегов. 

Любопытен способ борьбы Помельникова и с осами. Они на винограднике — основная проблема. Ни болезней, ни других вредителей здесь нет. Назойливых насекомых, способных уничтожить весь урожай в считаные дни (большую гроздь съедают за неделю), он побеждает с помощью пылесоса. За один проход собирается до 300 ос! Пылесосить же кусты нужно каждый день.

Кильчеватель.
Не менее уникально и другое устройство — кильчеватель (рисунок № 2). Именно он становится камнем преткновения для начинающих виноградарей, желающих заняться черенкованием. Простейший кильчеватель получается из оцинкованного ведра. Для этого берем переноску, вкручиваем в нее лампочку в 25 ватт и вставляем в ведро. К верху ведра подбираем емкость (тазик или миску), которая бы своей нижней частью входила в него. Опилки лиственных пород деревьев ошпариваем кипятком (хвойные надо пропарить) и даем остыть. Отжимаем и влажными выкладываем по дну миски слоем в 2,5 — 3 см. На них ставим подготовленные черенки, которые засыпаем 10‑сантиметровым слоем опилок. Рядышком устанавливаем термометр, к которому со стороны колбы привязываем палочку так, чтобы она упиралась в дно емкости, а температура замерялась непосредственно внизу черенков. К слову, она должна оставаться постоянной — плюс 23 — 25 градусов.

Если температура выше, миску приподнимаем, то есть отодвигаем от лампочки. Если ниже, наоборот, опускаем поближе к источнику тепла или меняем лампочку на сороковку. Через 2 — 3 недели на черенках должны появиться корешки. 

Во время кильчевания нужно следить за тем, чтобы опилки всегда были слегка влажными (не мокрыми!). И еще одно важное условие: ведро необходимо поставить в прохладное место, где температура над черенками была бы на 8 — 10 градусов меньше, чем у их основания. То есть «голову» держим в холоде, а «ноги» — в тепле.

Жизнь на винограднике у Валерия Алексеевича не замирает ни на минуту. И главный помощник здесь — супруга. За 45 лет, что они вместе, съеден не один пуд соли (так и хочется сказать: винограда). Наталья Николаевна увлекается цветами: только роз на участке более полусотни сортов. А сколько декоративных диковинок, привезенных из разных уголков мира!

Защита с севера.

Не меньшая гордость супругов и такие южные культуры, как персики, абрикосы, хеномелес, фундук, грецкий орех, жимолость, голубика, арбузы, дыни... А Валерию Алексеевичу и этого мало: хочет еще приручить авокадо!

Огромный подвал не вмещает всех заготовок, которые Помельниковы делают на зиму. К примеру, виноград они мочат, маринуют, сушат, солят, готовят сок, компот, вино и варенье. Какие‑то виноградные рецепты позаимствованы и у Р.Э.Лойко. Есть и своя уникальная рецептура: яблочно‑персиковое пюре, грушево‑малиновый сок, варенье из голубики с земляникой, пятиминутка из актинидии, яблочный коньяк... 

Валерий Алексеевич щедро делится своими знаниями: ведет собственный блог в интернете, пишет книги и радушно принимает всех, кто заглянет к нему в Бабиничи. Ведь если бы много лет назад он послушал тех, кто утверждал, что на севере Беларуси ни за что не приживутся теплолюбивые культуры, то сегодня у него не было бы такого роскошного виноградника. Да и его жизнь была бы совсем другой. 

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА

Виноград, маринованный без пастеризации

Банки наполняем виноградом и заливаем кипяченой охлажденной заливкой: на 1 л воды — 2 кг сахара, 2/3 стакана уксуса. В литровую банку кладем 5 — 8 гвоздичек, кусочек корицы, 7 — 10 горошин черного перца, 1 лавровый лист, 1 г сухого порошка горчицы. Чтобы не пошла плесень, маринад поверху заливаем тонким слоем растительного масла. Банки закрываем капроновыми крышками и храним в холодном месте.

Моченый виноград

Не совсем зрелые кисло‑сладкие ягоды тщательно моем и укладываем вместе с кистями в банки. Заливаем маринадом: на 1 л воды — 30 г сахара, 10 г соли, 10 г сухой горчицы. Все накрываем тканью и оставляем в комнате. Через 20 — 25 дней виноград готов. Переносим его в прохладное помещение.

Кальвадос «Оршанский»

Настоящий кальвадос (коньяк на яблочном спирту) изготавливают только во французской Нормандии и исключительно из двух сортов местных яблок. А так как яблоки у нас другие, то и название у напитка местное — кальвадос «Оршанский». 

В яблочный сок добавляем сахар (1 кг на 10 л) и дрожжи, разливаем в емкости с водяным затвором и ставим бродить. Окончание брожения проверяем, зажигая спичку над поверхностью жидкости. Если огонь продолжает гореть, значит, брожение окончено. Затем получившееся яблочное вино дважды перегоняем. Полученный спирт разбавляем до 45 — 50 градусов и заливаем в бутыль, которая на четверть заполнена дубовыми щепками без коры. 

После этого, набравшись терпения, ждем три года. За это время щепа заберет часть градусов и получится прекраснейший напиток, достойный королей.

Восхитительная а‑ля «Старка»

1 небольшой лимон разрезаем на 4 части и достаем зерна, натираем на терке 1/3 мускатного ореха, добавляем 2 ст. ложки сахара, 12 зерен кофе, 40 г дубовой коры (продается в аптеке), ванилин на кончике ножа. Заливаем 3 л разбавленного до 45 — 50 градусов яблочного спирта, настаиваем 10 дней, а затем процеживаем.

nvt‑09@rambler.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter