26 марта 1944 года Красная Армия вышла на государственную границу СССР

Там, где течет река Прут

Рядовые 24-го погранполка Меркулов, Кравченко и Дмитриченко восстанавливают пограничный столб на границе с Румынией.
«Говорит Москва. Приказ Верховного Главнокомандующего. Маршалу Советского Союза Коневу. Войска 2-го Украинского фронта, продолжая стремительное наступление, несколько дней назад форсировали реку Днестр на участке протяжением 175 км, овладели городом и важным железнодорожным узлом Бельцы и, развивая наступление, вышли на нашу государственную границу — реку Прут…»

Слова Левитана, произнесенные 26 марта 1944 года, сапер-штурмовик Арсений Люцко услышал, находясь в шестистах километрах от места исторического события — в Крыму. 19-летний младший сержант уже успел форсировать озеро Сиваш, впереди предстояли бои за Сапун-гору и Севастополь. В Румынию он войдет немного позже и уже с медалью «За боевые заслуги», полученной за уничтожение фашистского снайпера во время Крымской операции. 

Спустя 74 года 94-летний ветеран вспоминает: «Когда до меня дошел смысл сводки, я едва не расплакался. Мы начали вытеснять фашистскую гадину за наши рубежи! 

В этом же сообщении говорилось, что вечером Москва салютовала залпами из 324 орудий. У меня было ощущение, что я слышу раскаты салюта из Москвы». 

***

Казалось бы, взятые под контроль 85 километров границы — это немного в масштабах Советского Союза, но ценность этого события была огромной. Уже мало кто сомневался, что коричневая чума будет уничтожена в своем логове, но понимание того, что боевые действия будут идти не на своей родной земле, а за ее пределами, придавало солдатам и офицерам невероятное воодушевление.

Арсений Люцко.

Тем, кто сегодня пытается переписать историю, трактуя освобождение Красной Армией стран Европы как оккупацию, ветеран Арсений Люцко отвечает четко и прямо: «Это отвратительная ложь! Мы вошли в Румынию не как хозяева, а как освободители. Весной 1944 года вышло постановление Гос­ком­обо­ро­ны, в котором подчеркивалось, что в занятых Красной Армией районах не должны создаваться органы советской власти. Сохранялись существующие. Также предписывалось охранять и оказывать содействие работе больниц, школ, телеграфов и телефонной связи. Всем владельцам торговых и промышленных предприятий гарантировалось сохранение личных и имущественных прав. Это постановление оккупантов? Мы пришли как освободители, по военной необходимости. И в этом наша историческая правда! Правда, которую ни мы, ветераны, ни все остальные не позволим осквернять ложью и клеветой!»

Командующий 2-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза И.С.Конев и начальник штаба генерал-полковник М.В.Захаров за картой боевых действий, март 1944 года. 

***

Фотография, на которой рядовые 24-го погранполка Меркулов, Кравченко и Дмитриченко восстанавливают пограничный столб на границе с Румынией, облетела весь мир. Священные рубежи Советского Союза стали обретать свои границы…

usachev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter