В Мозырском опытном лесхозе работают настоящие фанаты своего дела

Там, где сосны тянутся к солнцу

Площадь Мозырского опытного лесхоза составляет больше 96 тысяч гектаров. Здесь расположены два государственных ландшафтных заказника, шесть памятников природы. Налажено стабильное производство — только в этом году на экспорт отгружено продукции на сумму 3,3 миллиона долларов, а пару дней назад появилось новое направление — пеллетный завод. Руководство лесхоза уверено: все достигаемые успехи — заслуга преданных делу работников.

Восстанавливаем

Главная задача отрасли — сделать так, чтобы над головами людей всегда шумели дубравы и тянулись к солнцу корабельные сосны. Человек забирает часть леса для собственных нужд, но еще больший урон зачастую наносит сама природа, сетует инженер по лесовосстановлению и мелиорации Оксана Анико:

— Года три назад из-за ураганов был страшный бурелом, затем напал короед. Этот жук уничтожал около тысячи гектаров леса в год. Сейчас, к счастью, урон, наносимый вредителем, пошел на спад.

Оксана Анико.

Миссия лесхоза — восстановить природные богатства, не меньше 1000 гектаров деревьев ежегодно высаживается на его территории. А чтобы было чем восполнять утрату, здесь заложен лесной базисный питомник площадью 18,3 гектара. Его начальник Надежда Гадлевская с гордостью рассказывает об угодьях:

— За последние три года площадь для посева увеличили более чем в два раза. У нас пять теплиц с мелкокапельным поливом, а шестая, размером почти в восемь соток, — с рамповым. В ней мы выращиваем сосну с закрытой корневой системой. Она высаживается в лесу прямо с питательным грунтом, а значит, не так подвержена капризам природы.

Надежда Гадлевская.

Весенний период для посадки леса небольшой, а объем работы просто огромный. В Мозырском опытном лесхозе нашли выход из ситуации: начинают высевать культуры семенами, когда земля только отмерзает, затем в ход идут сеянцы, а завершают деревьями с закрытой корневой системой, которые проще переносят непогоду.

— За 2019 год мы вырастили 15,7 миллиона сеянцев и саженцев в питомнике — это сосна, дуб, вяз, береза, клен, ольха. Полностью закрыли собственные потребности и еще почти 200 тысяч рублей получили от реализации излишков.

Ухаживаем

За свою долгую карьеру лесник Слободского лесничества Борис Рафальский посадил не менее миллиона деревьев. Когда-то он работал на производстве, потом в торговле, но его всегда тянуло в лес:

— Я, можно сказать, родился в лесу, он начинался от самого порога нашей хаты. Все детство в нем провел. Как может не нравиться лес? Тут же ягоды, грибы, свежий воздух… В городе полдня не могу провести, мне не хватает кислорода. А здесь в лесу мы богатые люди, перед нами вся природа.

Борис особенно любит лес за неожиданные встречи:

— В прошлом году сажал 61-й квартал, почувствовал, что на меня кто-то смотрит. Поднимаю голову — стоит стадо оленей, 33 особи, мы накануне их из вольера выпускали. Через пару часов заметил под деревьями зайчонка маленького! На следующий день на кромке леса раздается жуткий рев, я даже меч Колесова уронил, так испугался. Оказалось, лось вышел. 

Борис Рафальский.

Но основная часть работы лесника — это все же тяжкий труд. В теплое время года Борис в лесу уже в пять утра:

— Чем только не занимается лесник. Заготавливаю шишки и семена, веники банные, метелки. Сажаю лес, за осень по 15 гектаров выходит. Пока не переведем культуры в лес, о них заботимся. Осветление, прочистка, уход, выкашивание всей сорной растительности и нежелательных растений, которые мешают росту культур.

Борис Рафальский закидывает на плечо свой сегодняшний рабочий инструмент — бензокосилку. Говорит, пока 4–5 баков топлива не израсходует, домой не пойдет — лес ждать не будет. В своих кварталах лесник ориентируется лучше, чем в собственном доме. Мечтает, чтобы когда-нибудь один из них назвали именем Рафальского — своей работой он гордится.

Сушим

Переезжаем в саму Слободку. Здание Слободского лесничества выглядит как уголок европейской деревушки: аккуратные строения, мини-дендропарк, уют и чистота. Лесничий Николай Мицура отмечает:

— Руководство делает все, чтобы людям было максимально комфортно работать. Здание недавно отремонтировали, есть душевые, кухня, сушилка для одежды.

Николай Мицура.

В отдельном помещении за компьютером дежурный следит за пожарной обстановкой: камера, установленная на вышке, охватывает территорию всего лесничества.

Во дворе стоит отремонтированная в этом году шишкосушилка. Нельзя просто собрать шишки и потом ждать, что из них вырастет лес. Их нужно должным образом просушить, чтобы были качественные семена.

Розалина Мазуркевич.

Если раньше тяжелые мешки приходилось таскать вручную, то сейчас есть автоматический транспортер. Сначала шишки сушатся на протяжении 36 часов на специальных стеллажах при средней температуре 45 градусов, потом их высыпают в барабан, где от шишки отделяется крылатка — часть с семечком.

В соседнем помещении еще два современных агрегата, в которых семечко очищается от крылатки. Удивительно, но из 100 килограммов шишек получается всего килограмм семян.

На реконструкцию здания шишкосушилки лесхоз потратил 230 тысяч рублей. В сутки здесь можно сушить 200 килограммов шишек. В сезон комплекс работает круглосуточно, его мощности хватает для того, чтобы обрабатывать не только свой урожай, но и оказывать услуги по сушке другим лесхозам.

Украшаем

Отправляемся в Криничанское лесничество. Сюда впору водить экскурсии, как в художественную галерею. Уже у въезда на территорию посетителей и работников встречают мастерски вырезанные из пней звериные головы, а за воротами — целая деревянная экспозиция: медведи, совы, крылатые женщины, перо с чернильницей возле распахнутой книги…


Автор всей этой красоты трудится здесь же. Резчик Александр Зенько в лесничестве числится подсобным рабочим, а по факту является самым настоящим художником. Раньше был учителем труда, а потом его работы увидел директор лесхоза и переманил в организацию. И здесь творчество Александра получило новый толчок развития. Шутит, что главная его задача — наводить красоту:

— Теперь мой единственный инструмент — бензопила. Я режу, сам не понимая, что хочу получить. Будто изнутри кто подталкивает быстрее сбросить все лишнее, ненужное. И я выдыхаю, только когда из дерева проступает фигура, а потом снова завожусь, пока не доделаю все детали, не отшлифую, не покрою лаком.

Александр Зенько.

Завитки волос, ворсинки на пере, прожилки на листочке — все это тонкие руки мастера вырезают, казалось бы, самым грубым инструментом. Работает Александр только с дубом — прочным, долговечным материалом, который потом при высыхании не пойдет глубокими трещинами. Сейчас в планах мастера — украсить головами зубров, лосей, кабанов из дубовых пней подъездную аллею к лесничеству, создать серию скамеек с фэнтезийными фигурами, а может, и целый деревянный город — смотря куда уведет муза.

valchenko@sb.by

УНП 400036079

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter