Бывая на сельских кладбищах, всегда сочувствую усопшим, чьи могилы заросли кустарником и сровнялись с землей

Там, где собаки зарыты

Бывая на сельских кладбищах, всегда сочувствую усопшим, чьи могилы заросли кустарником и сровнялись с землей. Понимаю: время беспощадно. Возможно, и винить в такой ситуации некого — родственники умершего состарились или сами уже покинули этот мир. И все равно становится как-то не по себе. Жил, нянчил детей, трудился. И вдруг забыт. В спешке и суете, за стеной десятилетий, среди миллионов больших и маленьких жизненных дорог потерялся след всего лишь одного человека. А видишь маленький холмик с покосившимся крестом, и почему-то становится больно: где-то ведь живут и здравствуют правнуки-праправнуки, которые, возможно, и имени своего предка не знают. 


Печальные размышления, не правда ли? 

На днях знакомая попросила составить компанию — зайти в салон ритуальных услуг. Она похоронила пса по имени Рекс на нелегальном кладбище, которое устроили жители Витебска на окраине города. Теперь хозяйка заказала памятник с изображением питомца. Я ничего не имею против увековечения памяти любимца семьи, хотя знаю, что на могиле собственной матери Инна не была уже года три. Говорит, ехать далеко — больше 100 километров. Но здесь меня шокировало другое: наверху красивого массивного памятника, который меня попросили оценить, сделан… крест. Разве так можно? Можно, уверяет меня приятельница. И показывает фотографии, сделанные в качестве примера на том самом кладбище: не только гранитные памятники, оградки, но и отдельно установленные кресты стоят на могилах тузиков и мурок. 

У меня тоже есть кошка. Ей уже 17 лет, в последнее время все чаще хворает. Сама не единожды задумывалась о том, что буду делать, когда придет ее час. Узнавала: по закону тело животного нужно вывезти на скотомогильник или передать городской ветстанции — его утилизируют. Да, не совсем хочется так казенно и грубо прощаться с другом. Но вопрос открытия специализированных кладбищ для домашних животных в стране поднимается регулярно, хотя целесообразность такого новшества остается спорной.

Как истинная кошатница, я понимаю чувства людей, которые душой прикипели к четвероногому питомцу и в нарушение закона пытаются похоронить животное «по-человечески». Но что касается крестов — тут уж явно перебор. 

Инна памятник с крестом, за который заплатила немаленькие деньги, уже забрала из мастерской. В следующие выходные всей семьей поедут на могилу Рекса — устанавливать. А я листаю странички соцсетей, где витебляне бурно обсуждают судьбу бездомного рыжего пса, с завидной регулярностью путешествующего по трамвайным маршрутам. Исхудавший «пассажир» заходит в салон и тихонько пристраивается под сиденьем в ногах у людей. Если вагон полупустой, позволяет себе погреться на сиденье. Говорят, несколько месяцев назад он потерял хозяина. Или кто-то специально оставил его на остановке и уехал. Теперь лохматый путешественник нарезает круги по городу то ли в поисках нужной станции, то ли в надежде повстречать потерявшегося хозяина.

Рассказала о бродяге Инне и предложила: возьми пса к себе, это будет лучшей памятью о Рексе. Тем более что любви и заботы в твоем доме, где привыкли к соседству с собакой, ему будет предостаточно. Но нет, опечаленной хозяйке некогда разыскивать чужую потеряшку или присматривать нового питомца в приюте — она уже изучает рекомендации мастеров по работе с металлом. Рексу, мол, срочно нужна красивая кованая оградка…

a_veresk@mail.ru

Фото greenbelarus.info
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter