Там, где нужна людям

Лариса Есина: Я называю себя забытым словом «следопыт»

В семье Ларисы Есиной всегда понимали ее преданность любимой работе

Она умеет заразить тем, что ей интересно, увлечь. После общения с ней мир вокруг кажется ярче и интереснее, потому что педагог умеет видеть удивительное в обычных вещах. Задумываться, вникать и открывать новые грани. Желание «во всем дойти до самой сути» делает педагога дополнительного образования отдела интеллектуального развития и творчества Государственного учреждения «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Маяк» г. Минска» Ларису ЕСИНУ (на снимке) личностью увлекательной и неординарной. Вот уже более полувека эту радость творчества и познания она дарит своим воспитанникам.

…Минск, Североморск, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Комсомольск-на-Амуре и снова Минск. Судьба педагога с большой буквы была непростой. Следуя за мужем, морским офицером — подводником, она меняла города и школы, пройдя путь от учителя начальных классов до директора школы. И все это с любовью к людям, педагогам, детям. «Встречать людей нужно только с улыбкой, — убеждена она. — Отвечать злом на зло нельзя, улыбка обезоруживает и устанавливает в отношениях с людьми душевный контакт. Вспоминаю свои детские годы. Трудно тогда было, но все мы выживали и при этом оставались людьми. Наверное, доброта, любовь к людям, честность, порядочность, трудолюбие идут от семьи».

А детство у Ларисы Николаевны действительно было непростым. Наверное, как и детство любого ребенка, родившегося накануне Великой Отечественной войны в семье военнослужащего, фронтовика, награжденного орденами Александра Невского, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и многочисленными медалями.

На свет она появилась в Смоленске. Но война вмешалась в жизнь счастливой семьи: бомба разрушила дом. «Мама с двумя детьми и их бабушкой по шпалам шла к своей тете, которая жила на Могилевщине, в Белоруссии, — рассказывает собеседница. — Мое детство прошло на берегу Днепра».

Про вторую родину Лариса Николаевна говорит с особой теплотой и любовью. И для этого у нее немало причин. Ведь это изумительной красоты места с заливными лугами, полевыми цветами, где живут трудолюбивые и добрые люди. «С радостью наблюдаю, как Могилевщина расцвела. Горжусь», — признается она.

А ведь более 20 лет эта любящая свою страну женщина провела вдали от родных мест. Возможно, долгое расставание и ностальгия и стали частью тех сил, которые движут ею сейчас, заставляя историка-краеведа заново открывать Беларусь и делиться радостью этих открытий с детьми.

Обмануть ребенка невозможно. Так как же заинтересовать его, чтобы он почувствовал значимость своего исследования? «Мы изучаем историю края через семью, ее корни, — говорит педагог. — Да, у нас дети городские, но откуда их бабушки и дедушки? Так формируется другое отношение к истории. Ребята приходят с дополнительными сведениями, желанием поделиться ими».

Жить в столице и ничего про нее не знать? Это не про воспитанников Ларисы Есиной. Под ее началом ребята начинают исследование столицы с улиц, на которых живут. Изучают, откуда пришли те или иные названия, что они означают, биографии тех, именами которых названы улицы, города-спутники, познают историю областных центров. А для этого проводят собственные маленькие исследования. Последнее из них посвящено уникальному месту, жемчужине столицы — Лошице.

«Мы с ребятами-минсковедами планируем также побывать в городах Могилевщины: Шклове, Быхове… — рассказывает педагог. — Ребята, когда подбирали материалы про эти места, заметили, что и на Минщине, и на Могилевщине есть много общего в истории и традициях. Изучая наследие исторического прошлого, Лариса Есина убеждена: это как раз то направление, которое действительно интересно детям. И добавляет: для педагога нащупать то, что востребовано у ребят, особенно важно. Потому что, когда дети заинтересованы, когда они тебе доверяют, чувствуешь, что ты делаешь то, что по-настоящему важно.

К преподаванию, своим воспитанникам педагог относится особенно трепетно, не считаясь с личным временем. «В семье все это всегда знали: мама должна быть там, где она нужна людям, — делится собеседница. — Мой муж, Олег Павлович, увлеченно и активно занимается общественной работой, очень любит людей и молодежь. Являясь председателем общественного объединения «Белорусский комитет ветеранов подразделений особого риска», Олег Павлович помогает мне в воспитании юных граждан-патриотов. Наверное, поэтому и понимает мою занятость и преданность работе. Вообще понимание — важный заряд в семье! А еще у нас не знают слова «расчет». Возможно, это идет от женщины в семье, от хранительницы очага. Я убеждена: отдачи должно быть больше, должно быть желание делать полезное, нужное, важное».

К профессии учителя сегодня многие относятся по-разному, кто-то с недоверием, а кто-то с великой любовью. Ведь на пути каждого из нас однажды встретился педагог, который повлиял на наш жизненный выбор, направил. Это не случайные люди в профессии. В их числе и Лариса Есина, мечтавшая о преподавании с самого детства.

В 1961 году Лариса Николаевна окончила Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, работала в школе. «Вижу, растет школа, растут требования, пришла к выводу, что нужно тоже двигаться вперед, совершенствоваться, — говорит она, — и решила получать еще одно высшее образование». Вторым вузом стал Дальневосточный государственный университет, историко-правовой факультет.

«Откуда любовь к истории? Наверное, это желание познать мир вокруг себя. Замечаю все, и мне интересно все, — делится педагог. — Я называю себя забытым словом «следопыт». И это действительно так. Однажды, открыв одну из газет, Лариса Николаевна прочла, что в Минске на улице Оранжерейной есть забытый памятный знак. К слову, она вообще много читает. И, зная такую слабость матери, сыновья постоянно дарят ей подписку на разные газеты. Вот так и появилась в ее «копилке» эта информация. «Юные минсковеды Ленинского района Минска под руководством педагогов средних школ № 189, 152, 134, 54, 55, 40 одними из первых откликнулись на поиск материалов, и таким образом родилась традиция проведения акций «Мы — наследники Победы!». Школьники до сих пор шефствуют над этим знаком. В этом выражается отношение молодого поколения к гражданскому долгу и историческому наследию.

Одним из важных аспектов своей работы педагог считает воспитание в ребенке личности, настоящего патриота своей страны. И дополнительное образование — та «волшебная палочка», которая оказывает неоценимую помощь в этом процессе. Кстати, Лариса Есина стала автором программы дополнительного образования «Я — гражданин своей страны». «Есть целый блок литературы, касающейся воспитания в ребенке личности, — отмечает она. — Многие ее прочли и забыли. А ведь это тот «узелок на память», который каждый педагог должен держать при себе. Ведь с помощью этих знаний, как открываешь ключом дверь, так же открываешь сердце ребенка. Нет плохих детей, есть взрослые, которые отошли от них».

Познание родного края, города, улицы и любовь к ним и есть одна из составляющих чувства патриотизма. С вопросом: «А что для вас патриотизм?» — обратились однажды к Ларисе Николаевне ее воспитанники-старшеклассники. Она задумалась и ответила: «Главное — это люди. Как они берегут родной город, что они делают для страны». Кстати, этот вопрос в последующем стал толчком для проведения в библиотеке № 7 столицы мероприятия «Открытый микрофон», которое было посвящено пониманию ребятами патриотизма, гражданственности. «Ведь сегодняшние школьники — это взрослые люди завтра, будущее страны, — говорит Лариса Есина. — И то, какими они вырастут, каким путем пойдут, зависит от нас, взрослых».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter