Там, где горшки обжигают

В деревне Городная под Столином живут гончары, хранящие секреты древнего искусства
В деревне Городная под Столином живут гончары, хранящие секреты древнего искусства

Первое упоминание о Городной датируется 1448 годом. Деревня эта когда–то имела наравне с городами Магдебургское право, а на гербе ее по серебряному полю гордо шествует лось с золотыми рогами. Недалеко от деревни гора — Замчище. Может, и был здесь когда–то замок Давыда Городенского? Славится Городная своим хлебом, в печи испеченным, окрестностями, богатыми грибами и ягодами, а больше всего — гончарами, хранящими секреты древнего искусства, и недавно открытым центром гончарства.

— А вы знаете, что когда–то городнянскую посуду продавали в магазинах, один из них был в Варшаве, а другой — в Кракове? — сразу интригует меня руководитель центра Олимпиада Леоновец. — А еще о нашей деревне и ее гончарных традициях писал Владимир Короткевич. Говорят, он бывал тут у нас в 1968 году.

Только здесь, в Городной, в XIX веке жили 300 гончаров, а теперь остались 12. Да 16 детей приходят гончарному делу обучаться в центр.

Глину, кстати, добывают тут же, на месте, слой ее залегания достигает в некоторых местах 18 метров. Городнянская глина после обжига прочна, ни жара, ни мороза не боится, раньше из нее даже особый морозоустойчивый кирпич делали.

Музей центра начинается с фотогалереи. В ней портреты основателей самой известной городнянской династии гончаров — Мироновичей. Здесь же фотографии Авраама Басовца, получившего премию за мастерство из рук Александра Лукашенко в 2003 году, и Арсения Шелеста, признанного лучшим гончаром страны в 2004 году.

Прежде чем глина попадет на гончарный круг, ее «сбивают в бабку» — огромный ком. «Бьют» глину «даўбенькай», большим деревянным молотом. А потом стругают мелкой–мелкой стружкой, чтобы не попадалось в ней камешков и щепочек, соломы и другого мусора, который при обжиге выгорает, а на его месте возникают в горшках дыры. Потом глину опять «сбивают в бабку» и опять — стругают, и еще, и еще... Пока не станет она пластичной, мягкой, как масло. Хранят «бабку» в прохладном подвале, постоянно поливая водой.

...Пока я хожу по музею, в мастерской центра за гончарными кругами работают два брата Шелеста — 11–летний Сергей и 12–летний Иван. Ваню, кстати, в этом году выдвигают номинантом на областную премию «Открытие года» от Столинского района. Гончарством ребята занимаются уже два года, отдавая любимому занятию каждую свободную минутку. А пристрастие такое объяснить легко — дед у них был гончаром, а отец — художник самодеятельный, и маслом картины пишет, и резьбой по дереву увлекается.

— Здесь, в Городной, раньше в каждом дворе гончары жили, и сейчас еще у жителей горны для обжига посуды у хат стоят, — поясняет мне Олимпиада Леоновец. — И один общий горн в деревне есть, им те пользуются, у кого печи такой дома нет. Жители Городной все предпочитают готовить в глиняной посуде, сделанной своими руками. У такой пищи совсем другой вкус...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter