Таланты и законники

Островский стал писателем только в 40 лет.
Островский стал писателем только в 40 лет. Бальзака считали самым бездарным и ленивым учеником в школе. Линнею прочили карьеру сапожника. Скотта

и Гельмгольца учителя признавали не совсем... нормальными. А Дарвину отец сказал, что тот является позором семьи, поскольку интересуется одними собаками да ловлей мышей.

Ученые утверждают, что явно одаренных детей совсем немного - 1 - 3 процента, не больше. Но покажите мне родителей, которые не хотят увидеть в своем ребенке талант? Чадо буквально под лупу рассматривают в поиске скрытой одаренности, которую в перспективе хотелось бы развить так же, как натренировать спортсмена-олимпийца. И делают тем самым папы и мамы, как ни пафосно это звучит, дело большой государственной важности. Прямо в соответствии с резолюцией Совета Европы, которая гласит: "Ни одна страна не может позволить себе расточать таланты - это было бы расточением человеческих ресурсов, - как не может вовремя не обнаружить интеллектуальный или любой другой потенциал".

Специальный фонд социальной поддержки одаренных учащихся и студентов создавался в Беларуси явно не без понимания глубокого смысла этого тезиса. Тогда, 6 лет назад, Президент четко обозначил задачу: сформировать интеллектуальную команду, которая через несколько лет станет движущим локомотивом национальной науки, культуры, экономики. И хотя прошло не очень много времени, но уже витает в воздухе вопрос: где нынче обласканные в 1996 году государственным вниманием молодые гении? Как сложилась судьба первых лауреатов-стипендиатов? Повзрослев, изобретают ли, сочиняют, удивляют?..

Такое впечатление, что самые продвинутые и пробивные уже за границей. Алексей Андрияненко, окончив Белорусский государственный экономический университет, уехал в Великобританию: победил в международном конкурсе и единственный получил возможность бесплатно продолжить учебу в Ноттингемском университете. Похожая судьба у Дениса Ленева. После того как на международной олимпиаде в Москве Денис выиграл золотую медаль по химии, ему предложили поступать в любой московский вуз на выбор. Ленев выбрал Высший химический колледж. Позже поступил в аспирантуру при Российской академии наук. Сейчас проходит практику в Германии в Дуйсбурге. Да, ребята получили хороший старт, но вернутся ли? Вопрос... И пример Екатерины Дорожкиной убеждает в его актуальности.

Получив диплом Витебской академии ветеринарной медицины, Екатерина, президентская стипендиатка, так и не смогла найти хорошо оплачиваемую работу по специальности. Занялась коммерцией, где зарплата в два раза выше, чем в ветеринарии. Получила второе среднее специальное образование бухгалтера-экономиста. А высшее, за успехи в освоении которого, собственно, и поощрялась, осталось невостребованным. "Из 14 моих однокурсников ни один не работает по специальности, - говорит Екатерина. - В хозяйство, правда, может любой устроиться - ветеринары там нужны. Но за 20 - 30 тысяч кто захочет работать? Да и вообще высокооплачиваемую работу ветеринару найти практически невозможно".

Впрочем, другой признанный талант Елена Орлова не отчаивается по поводу невысокой зарплаты. Может потому, что Лена еще человек несемейный, не обремененный бытовыми проблемами. Поэтому и работает пока в свое удовольствие. После Международного университета радиоэкологии им. Сахарова пришла в НАН Беларуси. По специальности - иммунолог. "Зарабатываю немного, но сейчас думаю только о том, как защитить диссертацию на тему аллергологии. Для меня это определенная ступень самоутверждения".

Талантливая пианистка Марина Федорчук и искусствовед Ирина Кореневская тоже нашли применение своим способностям. Правда, при этом разрываются на несколько "фронтов". Преподают в двух местах, а Ирина еще старший научный сотрудник в Национальном художественном музее. "Премия - не показатель одаренности, - говорит Ирина Кореневская. - Я училась в творческом вузе, и доказывать свою состоятельность как искусствоведа приходилось каждый день. В творчестве старых заслуг не бывает. Я довольна тем, как сложилась моя жизнь. А достигнуть всего, о чем мечтаешь, не всегда получается. Но чем дальше идешь, тем больше хочется добиться. Я вообще никогда не стремилась всем понравиться. Как говорил Шиллер: "Твои дела и твое искусство не могут нравиться всем. Делай то, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться многим - плохо". Президентская стипендия была для меня полной неожиданностью. Не знаю, заслужила ли?"

Знакомясь со вчерашними юными талантами, я поймала себя на мысли, что большинство из них превратились во вполне обычных специалистов. Впрочем, ничего удивительного. Как выразился Алексей Безручко, чья работа по экологии в свое время была отмечена золотой медалью: "В лицее участие в олимпиадах было чем-то само собой разумеющимся. Сейчас никто не требует такого участия, ты сам делаешь выбор. Есть люди, которые и сегодня что-то выдумывают. Я, очевидно, не из их числа. Теперь вот заканчиваю биофак БГУ. Надеюсь продолжить обучение в аспирантуре. Обычный путь многих студентов".

Впрочем, кто знает, может, их звездный час еще впереди. Как говорит сотрудник института социологии НАН Беларуси Михаил Артюхин: "Гений рождается раз в 10 лет. Не всем быть нобелевскими лауреатами. Но не исключено, ежедневный труд рядового научного работника пригодится лишь через 20 - 30 лет. Наука может работать и в стол".

Кстати, такую же надежду внушает и Дмитрий Романовский, тоже один из первых стипендиатов президентского фонда. Премия, говорит, это всего лишь аванс, кредит доверия, который нужно отработать, а вовсе не признание особой одаренности. Выбирая сферой своей будущей деятельности медицину, Дмитрий даже не задумывался, правильно ли поступает, потому что вырос в семье потомственных медиков. Теперь заведует лабораторией фармакологии и токсикологии Белорусского государственного мединститута. За 6 лет создал с сотрудниками 10 новых лекарственных препаратов, которые уже широко применяются. Полтора года практиковался в Японии. Этот опыт пригодился ему в национальной фармакологии. И не ищет себе оценок - просто делает свою работу так, чтобы не было за нее стыдно.

Несомненно, талантам нужно помогать, уже хотя бы потому, что не всякий одаренный человек, подобно Ломоносову, который в лаптях зимой в Москву отправился, имеет пробивной характер. Талант зачастую скромен и уязвим. Да, при естественном отборе выживают сильнейшие, но не факт, что именно они лучшие в интеллектуальном плане. В разных странах проблему одаренности решают по-разному. В Америке, к примеру, более 20 лет существует федеральная программа для одаренных детей. На ее основе ведутся серьезные исследования самого феномена одаренности, а незаурядным школьникам предоставляют гранты для получения образования по специальной программе. В России открываются школы для одаренных детей, где есть возможность разработать индивидуальную программу развития и обучения для каждого ребенка.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter