Таланты и преемники: кто заменит звездных худруков

Таланты и преемники

За кулисами московских театров все чаще возникают разговоры о преемниках нынешних художественных руководителей. Время не остановишь: во многих ведущих театрах Москвы худрукам уже за 80.


Если не Табаков, то...

Разговоры о развернувшейся битве за пост художественного руководителя МХТ усиливаются день ото дня. О том, кто займет место Табакова, гадают всей театральной братией. Чаще других среди наиболее вероятных претендентов звучат имена...

...Владимира Машкова.

Ни для кого не секрет, что Владимир Машков был одним из числа самых любимых и талантливых «птенцов гнезда» Табакова. Говорят, что сам мэтр видел именно его своим преемником, но актер якобы наотрез отказался взваливать на себя такую серьезную ответственность. Кроме того, он никогда раньше не руководил театром.

...Евгения Миронова.

Популярный актер — один из самых вероятных кандидатов на пост нового худрука МХТ. Выпускник Школы–студии, второй любимый ученик Табакова, народный артист и художественный руководитель раскрученного им же Театра Наций, который в этом случае станет филиалом МХТ, каким он и был при советской власти. Кроме того, у Миронова имеется солидный аппаратный вес. Преграда одна — отсутствие опыта управления стационарной труппой.

...Игоря Золотовицкого.

Золотовицкий — ректор Школы–студии МХАТ, один из наиболее приближенных к Табакову людей. Давно работает в театре, знает все проблемы и недостатки труппы. За ним — мхатовцы и частично спонсоры театра. Другое дело, что за спиной Золотовицкого нет столь влиятельного лобби, как у команды Миронова, а значит, должность ректора театрального института, скорее всего, его потолок.

...Константина Богомолова.

Одно время 42–летний Богомолов был помощником Табакова по художественной части в МХТ. Прославился режиссер и своими спектаклями в «Табакерке», однако там у него сложились непростые отношения с директором Александром Стульневым. Из МХТ Богомолов, напомним, ушел со скандалом — а это явный минус в резюме претендента на место нового худрука. Кроме того, режиссер не имеет никакого опыта управления.

...Валерия Фокина.

В число кандидатов попал и нынешний худрук Александринского театра. По мнению других худруков (например, Марка Захарова), это был бы лучший вариант, ведь в театральных кругах Фокин известен как волевой, авторитетный и жесткий начальник, который навел порядок в питерской «Александринке». Другое дело — почтенный возраст. Валерию Владимировичу уже 72 года.

...Олега Меньшикова.

Популярный актер сейчас руководит театром имени Ермоловой, его управленческий опыт вполне пригодился бы МХТ. Одно «но»: Меньшиков — выпускник Щепкинского училища и к мхатовской школе не имеет никакого отношения.

На смену Ширвиндту

Тем не менее случаи, когда руководитель еще при жизни находил себе замену, есть. Например, Александр Ширвиндт, который в 2000 году возглавил Театр сатиры при живом Валентине Плучеке. Правда, тогда многие осуждали такое решение труппы и департамента культуры: мол, неэтично. Валентину Николаевичу тогда было уже 90 лет, он много болел и физически не мог приезжать в театр. Сегодня Александр Ширвиндт сам не мальчик, в июле ему исполнится 84. Пока уходить на пенсию он вроде не собирается. Недавно даже сыграл в премьере спектакля «Где мы?..» Кто заменит его самого в будущем? Сотрудники театра уверены, что руководителем может стать Юрий Васильев, который давно работает в труппе и сам ставит спектакли на сцене Театра сатиры. 


Настоящий поступок совершил в 2012 году художественный руководитель Театра имени Ермоловой Владимир Андреев – предложил на свое место Олега Меньшикова. 

– Я давно хотел пригласить в театр человека моложе меня, но близкого по духу, чтобы он не дал театру развалиться, – говорит Владимир Алексеевич. – Еще раньше думал предложить эту должность режиссеру Сергею Голомазову, но он возглавил Театр на Малой Бронной. Перед тем как Олега Меньшикова назначили руководителем Театра имени Ермоловой, он прислал мне письмо, где была расписана программа развития театра.  

Сегодня Театр имени Ермоловой – один из самых посещаемых в Москве. Меньшиков обновил репертуар, пригласил работать новых артистов и режиссеров, даже логотип видоизменил. А в память о бывшем художественном руководителе, который, кстати, и сегодня выходит на сцену театра, зрительный зал официально назвали Андреевским. 

Годы берут свое

В этом году исполнится 45 лет, как Марк Захаров руководит «Ленкомом». Еще пару лет назад в кулуарах говорили, что Марк Анатольевич нашел себе преемника в лице режиссера Константина Богомолова. Захаров пригласил его поставить в театре спектакль «Князь», но вскоре его сняли с репертуара. 


Официально объяснили, что постановка не пользуется популярностью у зрителя. Однако знающие люди уверены, что убрать Богомолова Захарову посоветовали наверху. Мол, режиссер он спорный, слишком смелый и его все равно потом не утвердят на должность руководителя. Ведь, как бы ни хотели в труппе, последнее слово все равно за региональным департаментом культуры (если театр находится в его ведении) или за Министерством культуры (если театр – федерального значения). 

Поэтому вопрос о преемнике в «Ленкоме» остается открытым. Так же, как и в Малом театре, руководителю которого, Юрию Соломину, тоже за 80 лет. Говорят, Юрий Мефодьевич даже не задумывается об этом. Такая же ситуация и в Театре Армена Джигарханяна. 

– В войне с бывшей супругой и с болезнями Армен Борисович совсем не занимается театром, – высказал свое мнение артист Театра Джигарханяна, тоже пожелавший не раскрывать своего имени. – И мы даже не понимаем, кто в будущем станет руководителем.

Пока непонятно, кто встанет у руля и театра «Современник». Известно, что Галина Волчек в последнее время болеет и почти не встает с коляски. Раньше говорили, что руководителем Галина Борисовна назначит Сергея Гармаша. Но сейчас там больше командует Чулпан Хаматова. Во всяком случае, сейчас она взяла творческий отпуск на год и как директор занимается ремонтом старого здания театра на Чистых прудах. 

Олег Перанов.



Минск слезам не верит

Говорить об уходе и замене руководителя в театральных кругах особо не принято. Долгое время артисты и режиссеры на пенсию сами не уходили, отшучивались: «Из театра меня только вынесут». Со временем стали чуть дальновиднее: если уж кому и отдавать бразды правления, то лучше своему человеку. Главный режиссер Белорусского государственного музыкального театра Михаил Ковальчик с преемниками уже определился:

— Я — натура уходящая, все–таки возраст дает о себе знать. Поиск преемников — процесс, считаю, нормальный и естественный. Начал готовиться давно: выпустил один курс режиссеров музыкального театра, сейчас вот набрал второй. В числе моих учеников — Валерия Чигилейчик, которая уже поставила в нашем театре несколько успешных постановок, в частности, премьеру этого сезона — мюзикл Максима Дунаевского «Летучий корабль». Смена, хочу сказать, подрастает достойная. Другое дело, что их масштаб пока маловат, но это, думаю, придет только с опытом.

Художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии Александр Гарцуев с коллегой солидарен:

— Я в жизни повидал многое. Видел, как одни уходили, оставив после себя выжженное поле, и наблюдал, как другие разумно и постепенно готовят себе смену. Сам о преемниках, конечно, думаю. Причем давно. Присмотрел кое–кого из РТБД, есть и люди со стороны. К слову, необязательно, чтобы продолжатель был моим учеником. Главное, чтобы он обладал способностью объединять вокруг себя труппу, мог повести ее за собой. Самое страшное в театре — противостояние лидера и труппы, это путь в никуда.

Председатель Союза театральных деятелей драматург Алексей Дударев, 10 лет отвечавший за художественную составляющую Драматического театра Белорусской Армии, в свою очередь, уверен, что заранее готовить себе преемников — неправильно и даже вредно:

— Со мной все было просто: закончился контракт, мне предложили его продлить, но я отказался, воспользовавшись правом уйти на заслуженный отдых. Просто пришло время, когда я сам для себя определил: все, пора. Кто будет руководить театром после моего ухода, решал не я. Что касается преемников, то не худруки и режиссеры должны их определять. Кандидат, если он хочет продолжить благородное дело, должен сам заявить о себе без чьей–либо помощи и протекции.

Свое мнение высказал и художественный руководитель Национального академического театра имени Янки Купалы Николай Пинигин:

— Еще Товстоногов говорил, что преемников у худрука быть не может — это уже будет совсем другой театр, воспитать такого же, как ты, просто невозможно. Сегодня в нашем театре работают два режиссера, это мои ученики. Смогут ли они стать хорошими худруками? Не знаю. А в том, что художественным руководителем должен быть именно режиссер, у меня сомнений нет. При этом одно дело — поставить хороший спектакль и совсем другое — сформировать репертуар, наполнить его художественной составляющей. А ведь нужно еще, чтобы труппа тебя приняла, поверила, пошла по твоему пути. И до этого многим молодым режиссерам нужно еще дорасти.

— С уходом Товстоногова ушел и его, товстоноговский, БДТ, — подключается к разговору худрук Национального академического драматического театра имени Максима Горького Сергей Ковальчик. — С Могучим — это уже новый БДТ, интересный по–своему. Каждый художественный руководитель — индивидуальность, творческий лидер, который формирует репертуарную политику исходя из своего художественного вкуса, культурного уровня, понимания современных реалий. После ухода такой личности в театре остается художественная пустота, пока ее не заполнит другая личность, но уже со своими представлениями о театральном процессе.

Юлиана ЛЕОНОВИЧ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter