Таланты и конвейеры. Белорусские сенаторы предлагают определиться с правовым статусом филиалов университетских кафедр и уменьшить количество студентов-заочников в стране.

Перед Беларусью стоит задача завершить формирование национальной инновационной системы и повысить инновационную активность всех субъектов хозяйствования. Основной задачей высшей школы становится повышение качества подготовки специалистов и оперативное реагирование на потребность реального сектора экономики в подготовленных, творчески мыслящих, способных создавать инновации кадрах.Проведенный недавно анализ работы высшей школы показал, что в количественном отношении потребности страны в специалистах удовлетворяются, а вот к качеству есть вопросы, замечает Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Анатолий РУБИНОВ.Корреспондент «НГ» искала ответы на них вместе с сенаторами – участниками семинара «Образование как основа инновационного развития страны».

Перед Беларусью стоит задача завершить формирование национальной инновационной системы и повысить инновационную активность всех субъектов хозяйствования. Основной задачей высшей школы становится повышение качества подготовки специалистов и оперативное реагирование на потребность реального сектора экономики в подготовленных, творчески мыслящих, способных создавать инновации кадрах.
Проведенный недавно анализ работы высшей школы показал, что в количественном отношении потребности страны в специалистах удовлетворяются, а вот к качеству есть вопросы, замечает Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Анатолий РУБИНОВ.
Корреспондент «НГ» искала ответы на них вместе с сенаторами – участниками семинара «Образование как основа инновационного развития страны».

Студенты у проходной

У студентов автотракторного факультета БНТУ неделя не учебная, а учебно-производственная: несколько дней они занимаются в вузе, еще несколько  — на территории Минского тракторного завода. МТЗ и ведущий технический университет страны связывают многолетние партнерские отношения. Именно на тракторном в далеком 1975 году было создано первое в Беларуси учебно-научно-производственное объединение “БПИ-МТЗ”. Вслед за этим на предприятии открылись филиалы университетских кафедр — колесных тракторов, технологии машиностроения, литейного производства... Студенты получили возможность приобрести навыки практической работы, производственники — оценить деловые качества своих будущих коллег. У филиалов по два руководителя — от вуза и от производства. Темы курсовых и дипломных работ студентам подсказывает жизнь, вернее, заводской конвейер.
— В прежние времена на создание и подготовку к производству новой модели трактора уходило 8—10 лет, сегодня — менее года, — объяснил причину появления студентов на тракторном ректор БНТУ Борис Хрусталев. — Налицо сокращение жизненного цикла технологий, причем в ряде случаев он становится короче образовательного процесса в вузе. Чтобы не переучивать молодого специалиста с первых дней самостоятельной работы, нужна теснейшая интеграция производства, образования и науки.
У БНТУ 60 филиалов кафедр на предприятиях и в проектно-конструкторских учреждениях страны. А всего белорусские вузы открыли 150 кафедр “без отрыва от производства”. Единственное, что мешает их работе — неопределенность правового статуса: слишком часто все зависит от энтузиазма руководителей. Председатель Совета Республики Анатолий Рубинов высказал общую точку зрения сенаторов: пришла пора не только определить правовой статус филиалов кафедр, но и в целом обеспечить интеграционный процесс “образование—наука—производство”.

Технопарковая зона

Старейший в стране технопарк “Политехник” был создан при БНТУ в 1992 году.  С тех пор фундаментальные и прикладные исследования, проводимые в университете, органично дополняются опытно-конструкторскими разработками: технопарк выступает как организация-изготовитель, осваивающая выпуск новой продукции. В последние годы белорусские вузы создали более десяти технопарков, множество инновационных предприятий и центров, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий.
— Назрела необходимость создания ассоциации университетских технопарков, которая будет координировать их деятельность, — считает Борис Хрусталев. Он предлагает также рассмотреть вопрос об ускорении сроков открытия в вузах новых инновационных специальностей. По его мнению, от заявки предприятия до объявления о наборе на новую специальность должно проходить не более 3—4 месяцев.

Что делать с заочниками?

Во времена СССР примерно четверть студентов вузов училась заочно, причем все эти люди работали по профилю выбранной специальности.
Сегодня в государственных вузах половина студентов — заочники. В негосударственных их и того больше — 75 процентов. Причем для обучения на платном заочном отделении работать не требуется вообще. 
— Надо признать, что платная заочная форма обучения не гарантирует качества подготовки, — говорит Анатолий Рубинов. По его мнению, эту форму обучения часто выбирают выпускники, ищущие самый легкий путь к диплому.
Подготовка кадров по таким популярным направлениям, как экономика и правоведение, ведется во многих вузах, профиль которых не имеет отношения к этим специальностям. Экономистов сегодня готовят 34 вуза, юристов — 17. Не имея собственных квалифицированных преподавателей, они привлекают совместителей из профильных вузов, а это усугубляет перегрузки профессорско-преподавательского состава. По мнению Анатолия Рубинова, давно назрел вопрос о снижении нагрузки на преподавателей, ведь в ряде случаев она доходит до 1000 часов в год. А еще нашему профессорско-преподавательскому составу необходимы регулярные стажировки в ведущих вузах других стран:
— Они должны перенимать опыт, понимать современную проблематику производства, изучать механизмы подготовки и переподготовки специалистов, введенные в других странах, — считает Председатель Совета Республики. Ведь на нынешнем этапе развития общества качество образовательных услуг становится главной задачей учебных заведений страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter