Талантливый, но очень одинокий

Николай Еременко-младший родился 14 февраля. Ему было суждено стать всеобщим любимцем...

Читая  наброски   сценария  «Дунечки»,   Николай   Еременко- младший   хохотал,   узнавая   в   нем   себя

Николай Еременко-младший родился 14 февраля. Ему было суждено стать всеобщим любимцем. В пятьдесят он выглядел моложе своих лет. Но внешность не всегда отражает внутреннее состояние. В последние годы он мало снимался, запутался в отношениях с женщинами. Жизнь шла совсем не так, как он хотел. Хотя его карьера начиналась на зависть многим.

Во ВГИКе с ним занимался сам Сергей Герасимов. Многие завистники такую опеку называли блатом: дескать, Николай Еременко-старший снимался у мэтра, а потому тот так внимателен к его сыну. На самом же деле великий режиссер сразу рассмотрел в Коле искру божью. И стал снимать его практически во всех своих фильмах. Народная любовь и популярность пришли к Еременко-младшему после фильма «Красное и черное». После чего на него посыпались предложения. В 1981-м за роль в фильме «Пираты ХХ века» Николай Николаевич был признан лучшим актером года.

Но кинематографический за-стой 90-х коснулся и Еременко: играл мало, в основном в эпизодах. Тогда он решил сам снимать. К сожалению, фильм «Сын за отца» — его единственная режиссерская работа. У него было много планов: собирался поставить фильм «Дунечка», прототипом главного героя которого он является, сняться в нескольких кинолентах. Да он просто собирался жить, творить. Но в 52 года случился инсульт. Сегодня Еременко-младшему исполнилось бы шестьдесят. Актера вспоминают люди, которые его хорошо знали.

Галина ОРЛОВА, мать, актриса:

— Коля был активным мальчиком. Он с детского сада участвовал в самодеятельности: ему давали роли не только на Новый год, приглашали во все спектакли. Когда подрос, увлекся бадминтоном. Зимой катался на лыжах. Летом играл в футбол. Он был домашним мальчиком, много читал. Но никогда не высказывал желания стать актером. Кстати, Коля очень хорошо танцевал. Мы с отцом не влияли на его выбор. О будущей профессии мы узнали, только когда он закончил школу. Однажды пришел и объявил, что собирается поступать во ВГИК. Мы не отговаривали, о тяжелом актерском хлебе не вспоминали. Он сам все видел. Наверное, его это не пугало. Коля всегда был самостоятельным. Мы не давали ему советов. У него был прекрасный педагог – Сергей Герасимов, он уделял сыну много внимания. Поэтому мы не вмешивались. А потом мы жили в разных городах: он – в Москве, мы – в Минске. Приезжал он нечасто. Своими проблемами нас не загружал. Я, конечно, знала, что у него не все гладко в жизни…

Светлана СЫСОЕВА, журналист:

— С Колей Еременко мы вместе оканчивали среднюю школу № 63. Он был заметной фигурой. Все знали, что его родители – актеры, а потому обращали на него внимание. К тому же он был симпатичным парнем, и девочки всегда интересовались им. Мне он запомнился копной темных густых вьющихся волос. Он был очень шустрым. Всегда влетал в столовую, без очереди хватал булочку и убегал. Коля все время куда-то торопился, поэтому ему было некогда сесть и съесть тарелку супа.

Он активно участвовал в жизни школы, а потому я не удивилась, когда узнала, что он решил стать актером. Но была поражена, увидев его через год или два после поступления во ВГИК. Он подрос, возмужал: стал очень привлекательным мужчиной. Сказал, что занимается фехтованием, верховой ездой. Вскоре после этой встречи он женился, у него родилась дочь. В начале 80-х годов по иронии судьбы я и Колины родители получили квартиру в одном доме. Периодически мы встречались с Еременко-младшим. Я приглашала его в свою программу на радио. Он был очень ярким человеком. Но потом погас: заметила это во время нашей последней встречи в 2001 году. Он выглядел уставшим. О своих проблемах не рассказывал, но все и так было заметно.

Александр ЕФРЕМОВ, режиссер:

— Когда я впервые увидел Колю во ВГИКе, он мне показался очень далеким, независимым человеком. Потом мы вместе работали в картине «Подари мне лунный свет», и я посмотрел на него с другой стороны. В последние годы он часто приезжал  к нам в театр, где играли его родители. Еременко-младший всегда стоял за кулисами. Я наблюдал, как восхищенно он смотрел на мать с отцом. Он был очень трогательным человеком.

Я хотел пригласить его к себе в картину. Но опоздал. Зрителям Коля очень нравится в «Пиратах XX века». Я восхищаюсь его ролью в фильме «Красное и черное». В классике он был особенно хорош. Сергей Герасимов, у которого он учился, очень много ему дал. Хотя считаю, что как актер Еременко до конца не раскрылся. Но сделал много, оставил яркий след.

Из него получился бы и хороший режиссер. «Сын за отца» — это только начало. После этого фильма многие говорили, что снимал он его только ради того, чтобы задействовать там своего отца. На самом деле Коля просто очень хотел запечатлеть то время, обстоятельства, в которых мы жили. И Еременко-старший как никто другой подходил на главную роль. В фильме прослеживается режиссерская мысль. У него была своя концепция, по которой могло получиться много хороших фильмов.

Светлана ШАФРАНСКАЯ, друг, автор сценария фильма «Дунечка»: 

— Несмотря на то что у Коли было много поклонниц, несколько жен, он был очень одиноким человеком. Так часто случается. На публике актеры выглядят очень общительными, открытыми, а дома они совсем другие. К тому же в последнее время он был очень измучен. Эта неустроенность, неопределенность… Он звонил мне за несколько дней до смерти. Я почувствовала его состояние. 

За несколько месяцев до трагедии он приезжал в Минск. Как-то после фильма «Сын за отца» он предложил мне написать сценарий про наше детство. И когда я показала ему свои наброски, хохотал. Узнал там себя. Ему понравилось, он загорелся, хотел поставить «Дунечку». В тот приезд мы вместе ходили на телевидение, хотели показать сценарий руководству. Но нужного человека не оказалось на месте. Он тогда сказал: «Приеду в июне на съемки к Михаилу Пташуку, еще раз сходим на телевидение». Ему предложили роль деревенского врача. А 27 мая узнала, что он умер.

«Дунечку» мы поставили без Коли. Я дописала сценарий. Хочу, чтобы его помнили. Он был хорошим человеком, талантливым актером, но одиноким…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter