Ценообразование в книжной торговле — пока еще слабое место

Талант писателя зарывают в цену книги

Book 500.jpgО книжной выставке в Минске мне напоминает новенький томик, украсивший домашнюю библиотеку. Мы, самая читающая нация на просторах СНГ, любим февральский форум: и за наслаждение полистать фолианты, и за шанс отхватить бестселлер по смешной цене. Но не обо всех книгах отечественных авторов это скажешь…

Плутала по «аллейкам» выставки я целенаправленно: приценивалась. Стенды пестрели новинками, причем некоторые презентации собирали толпы читателей. Так было у стенда Франции. В серии «Библиотека французской литературы» нашего издательства «Макбел» цены за экземпляр — от 10 до 30 тысяч рублей. Рука потянулась к роману «Ничего особенного» модной писательницы Жюстин Леви. Покупка случайная: меня зацепила стоимость книги. Оказалось, цена в 20 тысяч за томик — результат работы дипломатов Беларуси и Франции. И, конечно, книга не залеживалась. Впрочем, за энциклопедию французской кухни просили уже почти полтора миллиона, но это уже для гурманов. Главное – есть выбор на разный вкус и кошелек. 

На национальном стенде новинки показывали на площадке для автограф-сессий. Сказочница Екатерина Хадасевич-Лисовая из минского агрогородка Ждановичи презентовала две книги. Библиотекари и букинисты не дадут соврать: книги белорусских авторов для детей хорошо оформлены, востребованы. Но стоимость некоторых изданий не всем по карману. Если «Казкі сівой даўніны» вмиг расхватали по 15 тысяч рублей, то «Казкі сіняй падушкі» расходились хуже — 85 тысяч за экземпляр.

Ценообразование в книжной торговле — пока еще слабое место. Издательства, выпуская книгу в 3000 экземпляров (это самый распространенный в Беларуси тираж), не забывают о своем экономическом интересе. Но так ли быстро улетит с прилавка книга стоимостью более 50 тысяч рублей? Экземпляр по цене 80 тысяч и более рискует залежаться в книжном магазине. Как найти золотую середину между расходами издателей и кошельками читателей?

Министерство информации как национальный регулятор книжной индустрии в поиске такого баланса. Если сборник попал в список социально значимой литературы — книге «зеленый свет» на книжные полки. Причем не только централизованно в школьные и публичные библиотеки, но и в магазины. Цена лояльна для читателя, ведь затраты фирмы, выпускающей такую литературу, дотируются. Но не будешь ведь вечно уповать на то, что писательский труд издадут как социально значимую литературу. Да и финансирование на такие проекты тоже ограничено.

О чем сигнализирует залежалый товар на книжных полках? Убеждена — не столько о бесталанности наших литераторов, сколько о неповоротливой работе самих издательств. Нужно искать выход на рынки других стран, корпеть над адекватным ценообразованием, наконец. Массового читателя ведь не особо прельстишь изысканными презентациями. Цена за экземпляр тоже имеет значение.

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter