Репортаж к Дню специалиста радиоэлектронной борьбы: как мы глушим вражеские самолеты

Тактика скорпиона

Репортаж к Дню специалиста радиоэлектронной борьбы
На нарукавном знаке 16–го отдельного полка радиоэлектронной борьбы с самолетными средствами — подразделения войск, отмечающих сегодня свой профессиональный праздник, — изображен скорпион. Военные трактуют этот символ так: это единственное насекомое, способное хоть и не убить птицу, но серьезно покусать. И правда, с условными противниками — истребителями, штурмовиками и боевыми вертолетами — техника, которую Министерство обороны в самое ближайшее время поставит на вооружение, — справилась без единого выстрела. В прямом смысле слова оглушила. Сорвала задание, заставила потерявших связь с землей пилотов вхолостую барражировать над интересующим их объектом. Военные не скрывали удовлетворения: замечаний нет! Первыми среди коллег–журналистов возможности автоматизированного командного пункта полка и станции помех УКВ–радиосвязи Р–934УМ2 смогли оценить корреспонденты «СБ».

Руководитель всеми станциями помех теперь можно в автоматическом режиме - из командного пункта полка

Вообще–то станцию Р–934УМ2 специалисты разрабатывавшего ее «КБ Радар» для экспортных целей собираются назвать «Грозой». Это мощный МАЗ с колесами почти в человеческий рост, с оборудованным в кузове небольшим компьютерным кабинетом с высокотехнологичной «начинкой», упрятанной в стандартный «шкаф», и двумя мачтами на крыше. Первая — восемнадцатиметровая, доходящая до уровня седьмого этажа, — предназначена для разведки: кто в зоне ее прямой видимости и с какой целью использует радиосвязь? Не переговариваются ли между собой противники? Не управляет ли кто–то при помощи радиосигнала с земли самолетами, беспилотниками или, того хуже, высокоточным оружием? Вторая мачта — чуть пониже — создает всем подобным маневрам эфирные помехи. Главный конструктор по системам и средствам радиоэлектронной борьбы в нашей стране, заместитель директора «КБ Радар» — управляющей компании холдинга «Системы радиолокации» Валерий Гордей заверяет: эта станция — на уровне мировых аналогов. Способна значительно затруднить работу 85 — 90% средств связи, имеющихся на вооружении в армиях мира.

— Пока начнется массовое производство оставшейся части образцов в той или иной стране, мы сделаем новую станцию. Это и есть соревнование технологий. Наша разработка по многим параметрам превосходит закупавшиеся нами ранее российские. Скажем, частотный диапазон у этого белорусского экземпляра значительно шире, а количество одновременно подавляемых целей в разы больше.

Схема действия следующая: не только найти все радиостанции и отобразить их на цифровом экране, но и зафиксировать их координаты, рабочие частоты, параметры сигнала. Специальная программа оперативно определит наиболее опасные цели и именно с ними в первую очередь начнет «шумовую войну». Впрочем, если обслуживающий станцию оператор с выводами системы не согласится, то может внести коррективы.


— Обнаружить радиостанции порой бывает не так уж и просто, — добавляет Валерий Гордей. — За последние 20 лет появились средства связи с так называемой прыгающей частотой. Представьте, некоторые станции ее меняют по 100, а то и по 500 раз в секунду. Наш ответ — разработка, которая видит сразу полосу частот и перекрывает весь диапазон «прыжков». Мы сможем вскрыть работу радиостанции, меняющей частоту тысячу раз за одну секунду. А заглушить — ту, которая прыгает по диапазону со скоростью 300 раз в секунду. Это солидный показатель!

Один, впрочем, в поле не воин. Командир базирующегося в Березе 16–го отдельного полка радиоэлектронной борьбы с самолетными средствами полковник Юлий Гвоздь усаживается перед монитором. Отображенная на экране тренировочная воздушная обстановка требует оперативной работы сразу нескольких станций помех. Управлять ими можно удаленно, на значительном расстоянии, в автоматическом режиме. За нами закрывается дверь — и мы оказываемся в своего рода бронированном бункере на колесах, где становится недоступной мобильная связь (не дай бог произойдет утечка информации!). Это новейшая разработка нашего военпрома. Созданный специалистами ОАО «Агат — системы управления» автоматизированный командный пункт полка. Сокращенно — АКПП.

Специалисты в области радиоэлектронной борьбы по–военному четко докладывают мне о предназначении пункта. Я же прошу показать теорию на примерах. Не вопрос.

— Вот смотрите, предположим, я получаю задачу по прикрытию объекта от воздушного нападения. Условно — аэродрома «Барановичи». Этот комплекс оперативно рассчитает: сколько станций мне для этого потребуется, выберет для них позицию, определит, какие цели представляют наибольшую опасность и могут нанести максимальный ущерб, распределит нападающих по ротам, передаст соответствующие команды на автоматические пункты управления ротами, которые уже непосредственно поставят задачи самим станциям. При этом учтет вероятное направление налета, рельеф местности — влияющие на распространение радиоволн возвышенности, низины.

Станция Р-934УМ2 - "Гроза"
Станция Р-934УМ2 - "Гроза"

В минувшую субботу будущие эксперты в области радиоэлектронной борьбы — военнослужащие–срочники — принимали присягу. Молодое пополнение этого рода войск, надо сказать, особое. В новобранцах отцы–командиры ценят не столько силу и выдержку, сколько интеллект. Ведь именно им в том числе придется управлять подобной «умной», высокотехнологичной техникой.

— Стараемся брать призывников с соответствующей гражданской специальностью. С большим удовольствием приглашаем к себе парней, окончивших вузы. В моем полку таких — каждый третий. Есть выпускники радиотехнического колледжа, есть топографы, представители математических специальностей БГУ, те, кто окончил лингвистический университет... Вообще, за полтора года службы солдат может стать специалистом второго класса, за год — третьего, — говорит о кадрах командир Юлий Гвоздь. 

В его глазах я вижу уверенность: у этих ребят небо будет на замке. С праздником!

Компетентно

Павел Леткаускас, начальник штаба — заместитель начальника управления радиоэлектронной борьбы Генерального штаба Вооруженных Сил:

— Все требования, которые мы предъявляли к данным изделиям, выполнены во многом благодаря тесному контакту с разработчиками на всех этапах создания техники и ее испытаний. Стоит отметить, что по инициативе высшего руководства Вооруженных Сил перевооружение войск радиоэлектронной борьбы — среди приоритетов. Это планомерный процесс, который длится уже десятый год. Мы идем в ногу с развитием соответствующих систем управлений армий иностранных государств. Речь не только о создании абсолютно новых образцов вооружения, среди которых есть вещи уникальные, созданные под имеющие свою специфику конкретные воинские подразделения, но и о модернизации советского парка, все еще остающегося значительным. К слову, мы стремимся к перевооружению наших войск именно отечественными изделиями. И чтобы в этом плане иметь определенную независимость, и чтобы сами предприятия получали новые технологии и в будущем в интересах наших Вооруженных Сил делали еще более современное и высокотехнологичное оружие.


Советская Белоруссия №239 (24620). Вторник, 16 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter