Минск
+12 oC
USD: 2.05
EUR: 2.27
Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Невозможно привыкнуть к боли»: откровения водителя социального такси

Такси для «мальчиков» и «девочек»

«Некоторым проще выговориться мне, чем, например, жене или матери. Есть те, кто плачет. От безысходности. Всех стараюсь поддержать. Нам с вами представить сложно, насколько больному важно услышать, что не все потеряно». Водитель автобусного парка № 4 Иван Щербицкий восемь лет работает в социальном такси. Салон его микроавтобуса зачастую становится исповедальней, где грустят, изливают душу и учатся быть сильнее.

– Когда пришел сюда работать, понял, что о жалости нужно забыть. Если погружаться с головой в чужие проблемы, можно быстро перегореть

– За рулем я уже 40 лет. Перед тем как начал возить пассажиров Территориального центра социального обслуживания населения Центрального района, не один год отработал на «скорой». Так что хорошо понимал, что о жалости нужно забыть: если погружаться с головой в чужие проблемы, можно быстро перегореть. Никогда не называю своих пассажиров инвалидами. Предпочитаю говорить «мальчики» и «девочки», даже несмотря на то, что многие из них уже далеко не дети. Но так получается ласково и по-дружески. 

…Рабочий день начинается в шесть утра. Чтобы вовремя выехать из автопарка, встаю в половине пятого. До сих пор не определился, что это – раннее утро или поздняя ночь. Научился просыпаться без будильника, так что и по выходным теперь поднимаюсь ни свет ни заря. Люблю спящий Минск. На улицах тихо и спокойно. Движение начинается ближе к девяти утра, когда все спешат на работу. 

…Несмотря на знак «Инвалид», что приклеен на микроавтобусе, меня зачастую подрезают, выталкивают с полосы. Так поступают водители, не имеющие ни малейшего представления об особенностях транспортировки людей с инвалидностью. Ведь многим из них нельзя пристегиваться ремнями безопасности. И если, например, зрячий следит за дорожной обстановкой и может подготовиться к резкому маневру, то незрячий – нет. Поэтому рекомендую не занимать первый ряд в микроавтобусе, а садиться на второй – так можно держаться за спинку впередистоящего сиденья. 


…За день иногда наматываю по 300 километров. Навигатора нет: улицы и номера домов запоминаю. Не люблю, когда меня называют таксистом. Хотя этого и нет в моих обязанностях, но мне нужно помочь человеку сесть в машину, проконтролировать, чтобы в пути ему было комфортно, помочь выйти. Помню, как-то два с половиной часа просидел у койки пациентки, которую привез в онкодиспансер на капельницу. Пассажирке вдруг стало плохо, и я, представившись ее сыном, прошел в палату. Когда состояние улучшилось, отвез домой, проводил до порога. А наутро позвонил уточнить, все ли в порядке.

…Многие пассажиры стали почти родными. Через день мое утро начинается со встречи с 24-летней Викторией, которую вожу на гемодиализ в первую городскую. Девочка всегда рассказывает, как провела вчерашний день, и не забывает поинтересоваться, что нового у моих внуков и клевала ли на рыбалке щука. У большинства клиентов есть мой номер. Бывает, и в выходные дни некоторых вожу на собственном автомобиле – не могу отказать. 

…Особенно переживаю за детей, ничего не видевших, кроме капельниц. Моя любимая пассажирка – восьмилетняя Ирочка, которая на ногах еще ни разу не стояла. Вожу ее с первых дней жизни, она выросла на моих глазах. Всегда при встрече с мамой спрашиваю, есть ли у девчушки прогресс, и радуюсь, как за собственную внучку, если мне рассказывают, что она научилась чему-то новому. 

…Первостепенная задача водителя социального такси – доставка из точки А в точку Б, но, кроме того, я должен еще выслушать, поддержать, подбодрить. Когда везу в Боровляны, без лишних слов понимаю, что человек борется с онкологическим заболеванием: сядет в автомобиль, опустит голову и молчит, будто дни считает. Для него мое «крепись», как конфета для ребенка. Кстати, сладости у меня всегда в бардачке лежат – поднимают маленьким пассажирам настроение. 

Рабочий день Ивана Щербицкого начинается в 6 утра

…Некоторым проще выговориться мне, чем жене или матери. Есть те, кто плачет. От безысходности. Всех стараюсь поддержать. Нам с вами представить сложно, насколько больному важно услышать, что не все потеряно. От управления автомобилем разговоры не отвлекают. Я привык одновременно контролировать дорожную обстановку и следить за ситуацией в салоне: вдруг кому-то плохо станет. Меня иногда спрашивают: не боишься, что пассажиру в пути станет очень плохо или он умрет? Но это жизнь. Если этому суждено произойти, ничего не изменишь. Никакой специальной аптечки в машине нет – обычная автомобильная. Случись вдруг что, буду вызывать неотложку. 

Нельзя привыкнуть к боли и смерти. Помню, была у нас компания из четырех «диализников». Я собирал их по пути утром и вез в больницу. А потом их не стало. Ушли по одному в течение года. Представляете, каково это, когда звонят из территориального центра и говорят, что по прежнему адресу уже не нужно ехать?! 

КОМПЕТЕНТНО

Нина Коткова, заведующая отделением дневного пребывания граждан пожилого возраста Территориального центра социального обслуживания населения Центрального района Минска: 

– Социальное такси начало работать с 2011 года при минских территориальных центрах социального обслуживания населения. В год оно обслуживает порядка 60 000 заявок. Услуги такси бесплатны для детей с инвалидностью, колясочников, инвалидов I группы, а также неработающих инвалидов II группы старше 70 лет, чья пенсия не превышает 1,5 бюджета прожиточного минимума. Такие пассажиры могут совершать до пяти поездок в месяц в лечебные учреждения, а также две так называемые социально-культурные: в магазин, банк, парк, к нотариусу. Если же пенсия выше, то услуга платная – 15 процентов от базовой величины (на данный момент это 3 рубля 83 копейки). Пользоваться социальным такси бесплатно и без учета количества поездок могут пациенты, которые проходят реабилитацию, гемодиализ, и те, кто посещает отделения дневного пребывания при территориальных центрах социального обслуживания населения.

odubrovsk@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
5
Загрузка...