Нищета плодит не грамотность, а сытость?

Такой вот фон времени...

Все лучшее — детям, согласны с этим лозунгом? Не торопитесь. Когда вы, чтобы отдохнуть от ребенка, даете ему планшет или электронную игрушку — это вы для него делаете или для себя? Когда школьникам покупаете навороченные гаджеты — это чтобы они были на связи? Чтоб не хуже, чем у других? Для лучшей успеваемости? Я вот не верю в новомодное «дистанционное образование». Не в то, что оно есть, что оно полезно, — что таким образом можно реально выучиться не единицам, а хотя бы сотням. Ведь любая учеба — это труд. Это принуждение — к труду. Это воспитание дисциплины и отказ от сиюминутных радостей во имя неких еще непонятных ребенку целей. А тут — иконку ткни, и весь мир бездумных удовольствий перед тобой вместо нудной учебы. И молодые родители — из тех, у кого «жизнь в телефоне», — боюсь, уже не помогут: им те цели тоже непонятны.


Читать книгу труднее, чем играть или просматривать односложный Твиттер (140 символов на любую «мысль»). Писать сочинение намного труднее, чем «общаться» смайликами или ставить репост на «умные фразы». И ладно бы, если б речь шла о понижении общей грамотности, хотя это тоже тревожит. 10 лет назад британское минобразования констатировало, что 47 процентов школьников бросили учиться в 16 лет, не достигнув базового уровня в математике. А 42 процента не способны освоить базовый уровень английского языка.

Российская статистика не лучше: в тот же период «достаточными навыками чтения» обладала только треть школьников. И вычтите из них еще четверть, которая сложные тексты понимать и анализировать не способна. Вот и пришла к нам «функциональная неграмотность», о которой на Западе заговорили еще в 80–е годы. Если коротко — это когда слова и буквы ты знаешь, но связный текст из них выстроить не можешь, выводы и обобщения делать не способен, а говорить о художественном смысле текста и научно–технической пользе с тобой просто бесполезно.

Взрослые способны понять, что с захлестывающим валом информации можно и нужно бороться. Читать не только заголовки новостей, проверять информацию хотя бы и на других сайтах, помнить, что говорилось и два, и пять лет назад, — и сравнивать. Хорошие книги читать, умное кино смотреть — и вникать, анализировать, спорить с автором... Это труд, это время, это усилия, но только они не дают мозгу (и человеку) скатиться к состоянию, когда главным становится «центр удовольствий» — будь то пиво, стрелялки или что-то похуже.

А дети, которым «дали все лучшее», к осознанному труду над собой, к самоограничению, к жертве удовольствием ради развития — сами по себе не способны. Вот пример этого лета: короткие курсы для питерских школьников из небедных семей (получается, нужны?). «В группе из 15 человек (14 — 16 лет) только двое знали значение слова «иждивенец», остальные отвечали: это «воин», «непослушный», «кто живет один», «человек, который иждевал», «кто не подчиняется законам», «кто сбежал из тюрьмы», «кто нанялся к бандитам», «кто рано встает», ставить прочерки было нельзя». Смешно? Да нет, вы еще оцените: «дождь пошел навзничь», «попадья — это прорубь на реке, яма на стройке, след от пули». Теперь — бегом к своим детям, их проэкзаменуйте! А то ведь питерские школьники считают, что «столица Белоруссии — Украина (Киев, Турция, Белгород), Эстонии — Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах, где таджики, на востоке, в хатах, на Северном полюсе»...

Функционально неграмотные люди к эвристическому труду не способны, им придется заниматься простой алгоритмизируемой деятельностью под контролем «умных». Идеальный потребитель: толстые книги не читает, информацию получает «одной строкой», критика отсутствует, легко покупается на любую рекламу. И весь мир, похоже, под них «затачивается»: тот же Твиттер, инстаграм, соцсети. Если книги не читаются, что остается из внешней, некомпьютерной, культуры? Важнейшее из всех искусств — кино. И вот: в 90–е тинейджеры смотрят «Тупой и еще тупее», в нулевые — «Мальчишник в Вегасе», сейчас — вообще мультфильм, называется «Полный расколбас». Если не смотрели — это примитивная сага о любви длинной темной сосиски к пышной белой булочке. 20 млн долларов бюджет, почти 150 млн сборов по всему миру — ну, и кто у нас тут самый умный? В минском прокате этот мультик тоже побывал в лидерах по сборам...

Такой вот фон времени. Но, признаться, соответствовать ему совсем не хочется.

mukovoz@sb.by

Советская Белоруссия № 186 (25068). Среда, 28 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter