«Платон» — так называется система взимания платы на автодорогах в России

Такой «Платон» никому не друг

Из дальнобойщиков в таксисты решил переквалифицироваться мой давний знакомый. Раньше он неделями пропадал в рейсах по России, зарабатывал, по нашим меркам, неплохие деньги, а сейчас сказал: «Баста!» Хватило ему состояния тамошних магистралей, поборов на дорогах и неопределенности даже в ближайшем будущем. Последней каплей стало введение россиянами платы на проезд большегрузных автомобилей на всех без исключения федеральных трассах.

Да, сегодня отечественные международные перевозчики переживают нелучшие времена. Еще несколько лет назад они были драйверами белорусской экономики и приносили в бюджет страны около миллиарда долларов. Теперь же с грустью смотрят на свои мощные трейлеры, дремлющие на стоянках, и хватаются за каждую возможность свести  концы с концами.

Увеличить экспорт услуг в 2015 году в два с половиной раза по сравнению с началом пятилетки — такова была задача отечественной автотранспортной отрасли. Она казалась вполне выполнимой. Однако прийти к единому рынку автоперевозок, даже в пределах Союзного государства, за это время не удалось. Более того, белорусским автоперевозчикам в четыре раза урезали разрешение на доставку грузов по бескрайним просторам России. Недополученная прибыль исчисляется в десятки миллионов евро.

И вот еще один  неожиданный удар «под дых» от ближайших союзников.

Счетчик включили с 15 ноября. Тариф для дальнобойщиков пока введен льготный — полтора рубля за километр, но с 1 марта он увеличится вдвое. Как утверждают в российском Минтрансе, это самый низкий сбор по сравнению с другими странами Европы, в том числе Беларусью. В корне неверное сравнение. Как известно, нигде нет и таких огромных расстояний, что, безусловно, придется учитывать компаниям по перевозке товаров.

Конечно, водители встретили нововведение в штыки. В некоторых регионах даже прошли акции протеста. Но авторы закона уверяют: мера справедливая, владельцы фур должны оплачивать ущерб, который наносят дорогам их грузовики. Даже подсчитали: трейлер, загруженный товаром свыше 12 тонн, сопоставим с проездом 40 легковых автомобилей.

Но ведь есть и другие цифры. Чем тяжелее груз, тем он дешевле — соль, сахар, мясо, молоко, то есть социально значимые товары, которые наша республика в больших объемах поставляет в Россию. У автоперевозчиков теперь один выход — резко поднимать тарифы. Кто в итоге окажется крайним, вполне понятно.

«Платон» — так называется система взимания платы на автодорогах в России. Это сокращение от словосочетания «плата за тонну». Сейчас система начала функционировать на всех 50 тысячах 774 километрах российских федеральных дорог. Благо что еще региональные не подключили, не говоря уже о местных.

Но и сейчас путь полон ухабов. Более того, у нас автотрасса становится платной только после того, как ее приводят в состояние, обеспечивающее вполне комфортный проезд водителю. В России, сам неоднократно убеждался, по некоторым дорогам можно ездить только на тракторе. Или, простите, на телеге.

Что же получается? С одной стороны, наши страны снимают шлагбаумы, а с другой — ставят барьеры для ограничения перемещения. Тем более неподготовленные. Да, нам говорят о благой цели: заплатите за проезд — и дорога будет содержаться в идеальном состоянии. Но практика пока свидетельствует об обратном.

Теперь примерно 15 тысячам белорусских перевозчиков придется выкладывать хорошую копейку за маршрут по федеральным российским трассам. А между тем цены на этом рынке в Европе диктуют поляки. Если нам Российская Федерация ограничивает выдачу разрешений, то поляки ездят спокойно. Они свой рынок отстаивают жестко, вплоть до того, что не пускают к себе тех же российских перевозчиков. А мы рублем закрываем автомагистрали даже между собой, не учитывая, что главное — не дорожные сборы, а сами грузы. Вот и грустно как-то становится…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter