Такой капремонт нам не нужен

Оказывается, что желать нужно не начала ремонта, а его окончания В большинстве из писем о капремонте, которые приходят в редакцию, люди указывают год постройки своего дома и спрашивают: когда же будет ремонт? Они хотят, чтобы поменяли двери в подъезде, покрасили и утеплили стены, поставили в квартирах новые окна и, может, даже поменяли плиту и сантехнику... Но, несмотря на рост объемов капремонта, количество жилья, в нем нуждающегося, все равно растет быстрее. И получается как в лотерее, когда приз выигрывает не один, а сто билетов — значит, приза каждому достается по чуть-чуть, а шума, пыли и неудобств — всем в полном объеме.

“Я оплатила ремонт трижды”
Пятиэтажный дом № 54 на столичной улице Богдановича, в котором живет Жанна Гаврилова, был построен в 1961 году, поэтому жильцы имели все предпосылки ждать чуда в виде капитального ремонта.
В марте этого начался ремонт — рабочие сняли двери в подъезде. После чего, по словам Жанны, бомжи разграбили едва ли не все подвалы жильцов.
— И даже орали, что мы им днем спать мешаем, когда проходим мимо!
Установили двери только в конце октября. А после апрельской “частичной” замены общей канализационной трубы многие жители месяцами сидели без сливных бачков к унитазам. Конечно, странным выглядело бы нежелание жильцов пускать строителей в квартиру (все-таки городской дом — строение коммунальное и трубы в нем общие). Но еще более странным выглядит следующая инициатива.
— Чтобы добраться до стояка в ванной, пришлось сломать немного кафельной плитки. Рабочие сказали, что принесут и положат новую плитку, но... белого цвета. А у меня зеленая была!? — недоумевает Жанна.
В той же многострадальной ванной жильцам поставили новые полотенцесушители с такими креплениями, об острые углы которых, говорят, можно было убиться. Замены этих “агрегатов”, правда, удалось добиться, но зачем было пытаться ставить людям “несовместимый с жизнью” сушитель?
Больше всего жильцов возмущает ситуация с окнами — ровесниками дома. Износ окон НИПТИС (научно-исследовательский и проектно-технологический институт стройиндустрии) оценил в 20—40 процентов. В итоге окна дома были признаны скорее живыми, чем мертвыми, и им “прописали” большой и малый ремонт. Но если до ремонта у Жанны не закрывалась вся рама, то после ремонта не закрывается форточка.
Жанна Гаврилова, как и остальные жители дома № 54, считает, что на их доме сэкономили.
— У нас претензии за неправильный проект к НИПТИСу, за срыв сроков — к ремонтно-строительному филиалу № 1 и за экономию — к ЖРЭО Советского района. Получается, что мы трижды оплачивали ремонт: когда сами делали, когда отчисляли ежемесячно через жировки и когда восстанавливали свою ванную после “капитального ремонта”, — подводит итог читательница.
“Некоторым хочется оторвать кусок побольше”
Получив “адреса виновных” журналист “НГ” отправился выяснять, что по этому поводу думают сами проектировщики, заказчики и строители.
Галина Капур, заведующая отделом реконструкции и капитального ремонта НИПТИС, сразу заметила, что окна в доме соответствуют всем нормам. А если жители жалуются, что их окна никто и не осматривал, то, во-первых, “они могли и запамятовать, а во-вторых, мы и не должны осматривать каждое окно — все окна дома приблизительно в одном состоянии”, — считает Галина Капур.
Иван Бирцук, главный инженер ЖРЭО Советского района, был категоричен: окна в доме никто менять не будет.
— Все требуют менять. Но по результатам обследования окна подлежат только ремонту. Если древесина крепкая, то чего их менять? Кстати, по мнению главного инженера, щели и перекосы появляются не от того, что древесина стареет, а потому что хозяева плохо ухаживают за окнами. И только Геннадий Федорович, главный инженер РСФ № 1, честно признался, что если бы он был хозяином дома, то, конечно, поменял бы окна. Но ему сказано ремонт — значит, ремонт.
Отказался Иван Бирцук и от претензий на счет экономии средств. По его словам, на дом было выделено около 700 млн. рублей, что является средним уровнем затрат.
— Все жалобы жителей объясняются тем, что некоторым людям хочется от пирога оторвать больше. Им неинтересно, что мы меняем общие коммуникации или ремонтируем кровлю, их интересует только то, что могло быть в их квартирах.
По словам главного инженера, тех денег, которые жильцы ежемесячно оплачивают по “жировке” на капремонт (225 рублей за квадратный метр), хватает лишь на 30 процентов от необходимого. Чтобы, например, рассчитаться за капремонт, тому же дому № 54 нужно выплачивать 160 лет. Деньги любят счет. Но как назвать экономией покупку никому не нужной плитки и ужасных полотенцесушителей? Может быть, отдельные семьи и согласятся на пять белых плиток среди зеленых или синих, но, уверен, лишь по нужде и из-за отсутствия денег.
Интересный выход предложил Иван Бирцук. По его словам, если жильцам не нравится крепление или плитка, то можно купить то, что нравится, самому, предоставив копию чека. Но понравившаяся плитка не должна быть дороже проектной цены.
Что касается сроков, то получился замкнутый круг: кого ни спроси — все укладываются. Правда, если что-то и срывается, то “по вине жителей, которые не дают доступа в квартиру”... А зима уже на пороге.

Полагаем, многих читателей интересует, по каким критериям оценивается изношенность одного из главных объектов капремонта — окон. Вот эти нормативы:
Ведомственная строительная норма 53-86, оконные блоки деревянные:
0—20 процентов — мелкие трещины в местах сопряжения коробок со стенами, истертость или щели в притворах. Замазка местами отстала, частично отсутствуют штапики, трещины стекол, мелкие повреждения отливов.
21—40 процентов — оконные переплеты рассохлись, покоробились и расшатаны в углах; часть приборов повреждена или отсутствует; отсутствие остекления, отливов.
41—60 процентов — нижний брус оконного переплета и подоконная доска поражены гнилью, древесина расслаивается, переплеты расшатаны. И все равно предусмотрен ремонт.
А вот если у вас оконные переплеты, коробка и подоконная доска полностью поражены гнилью и жучком, створки не открываются или выпадают; все сопряжения нарушены, тогда износ составляет 61—80 процентов — значит, окна надо менять.

Если вы считаете, что проводящие в вашем доме капремонт организации не правы, у вас есть возможность искать правду в других инстанциях. Куда обращаться? Мы задали этот вопрос Татьяне Гейсик, заместителю начальника управления жилищного хозяйства Минжилкоммунхоза:
— Есть три группы надзора: технический (от заказчика), авторский (от проектировщика) и строительный (от Минстройархитектуры). Жильцы могут обратиться в любую организацию. Что касается сомнений в проекте, то проектно-сметная документация составляется на основании работы проектировщика, у которого есть лицензия на эту деятельность. Ознакомиться с документами можно на самом объекте.
Надо помнить, что капитальный ремонт касается вспомогательных  помещений, инженерных сетей и конструктивных элементов. В квартире же ремонт должны делать наниматели: например, красить и утеплять окна. Но часто случается, что менять надо инженерные коммуникации, которые находятся в квартирах, поэтому и возникают трудности.
В УЖХ Мингорисполкома объяснили, как нужно действовать еще до начала ремонта, чтобы не попасть в положение героев материала.
Перед началом капремонта проводится собрание с жильцами, где указывается, какие виды работ будут производиться и график этих работ. Жильцы могут высказывать свои пожелания, которые, если будут соответствовать строительным нормам, могут быть приняты к рассмотрению.
Чтобы уберечься от лишних неприятностей, надо подписывать форму тройственного договора между подрядной организацией, застройщиком и жильцом.
Кроме того, на каждом объекте есть книга обращений граждан и “дни качества”, когда приезжают контролирующие организации, к которым можно обратиться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter