«Такой арены в мире нет!»

ЭТА ТВОРЧЕСКАЯ «кухня» совсем не похожа на театральную, знакомую мне довольно хорошо, чтобы сравнивать. Движение за кулисами здесь начинается не раньше чем за час до представления. Мертвая тишина в кулуарах цирка может несколько насторожить несведущего человека. До представления — меньше часа, а в просторных фойе и коридорах, выполненных в стиле сталинского ампира с лепниной на потолках, которая украшена сусальным золотом, только-только начинают загораться шикарные хрустальные люстры. Состоится ли шоу? Обязательно! Еще минут тридцать — и здесь зазвучат фанфары, зал наполнится детским смехом, музыкой, весельем. И на арену выйдут артисты.

За «пять минут» до глобального оживления — начала представления — нас провели за кулисы Белгосцирка. И мы увидели то, что не видит зритель...

ЭТА ТВОРЧЕСКАЯ «кухня» совсем не похожа на театральную, знакомую мне довольно хорошо, чтобы сравнивать. Движение за кулисами здесь начинается не раньше чем за час до представления. Мертвая тишина в кулуарах цирка может несколько насторожить несведущего человека. До представления — меньше часа, а в просторных фойе и коридорах, выполненных в стиле сталинского ампира с лепниной на потолках, которая украшена сусальным золотом, только-только начинают загораться шикарные хрустальные люстры. Состоится ли шоу? Обязательно! Еще минут тридцать — и здесь зазвучат фанфары, зал наполнится детским смехом, музыкой, весельем. И на арену выйдут артисты.

Лед меняем на... паркет

— Глобальное, как я это называю, оживление за кулисами случается в цирке непосредственно перед премьерой программы, — обезоруживает прямо у дверей черного хода наш гид Татьяна Уласик, ведущий специалист рекламно-гастрольного отдела Белгосцирка. — Представление готово, номера связаны между собой и отрепетированы. И все работает как часы — единый большой механизм. Артист знает, в какое время начинать гримироваться, когда будут готовы животные. Осветители, звукорежиссеры, музыканты... Все действуют согласованно, по единому сценарию. Поэтому пока закулисье цирка в вашем распоряжении.

«Настоящая удача»! — порадовалась я, ведь в качестве привилегированного зрителя в обновленном здании мне удалось побывать впервые. К слову, реконструкция в  Белгосцирке началась в сентябре 2008 года. А вновь свои двери для зрителей распахнул он только прошлой зимой — в декабре 2010-го. Помню, как за несколько месяцев до долгожданного новоселья в эксклюзивном интервью о грандиозных работах рассказывала мне его директор — художественный руководитель народная артистка Беларуси Татьяна Бондарчук. Тогда Татьяна Николаевна увлеченно говорила о реконструкции, утвержденном проекте интерьера. «В цирке воцарится такая же красота, как и в оперном театре!» — тогда заключила я сама для себя. И не ошиблась.

Интерьер выдержан в стиле 50-х годов прошлого века. Хотя в фойе сохранены классические элементы архитектуры (здание построено в 1959 году), появились внутри и нотки дворцового декора. Много хрусталя, бронзы, позолоченная лепнина, яркие ковры, росписи стен, эффектные барельефы.

Зрительный зал оформлен в изумрудно-зеленой палитре, ступеньки, ведущие на верхние ряды, подсвечены бегущими огоньками. Под куполом — современные технические приспособления для исполнения самых сложных полетов воздушных гимнастов. А сама арена — и вовсе целая «история». Манеж в Белгосцирке состоит из четырех (!) платформ — основной, паркетной, ледяной и электронной, эстрадной. Благодаря мощной системе так называемой нижней механизации возможно буквально за время антракта, без особых усилий, автоматически лед заменить на паркет.

Под одной крышей и дом, и работа

— Реконструкция поменяла «прописку» оркестра цирка: теперь он перемещен на противоположную сторону и располагается над цирковым занавесом у входа на арену. А на месте бывшей оркестровой ложи теперь три вип-ложи. Это все видит обычный зритель. А теперь посмотрим, что скрыто от его глаз, — продолжает экскурсию Татьяна. Мы попадаем на репетиционный манеж. По всем характеристикам он такой же, как и главная арена. А в чем преимущество? Артисты могут готовиться к номеру прямо во время представления. Сам манеж — в центре круглой семиэтажной пристройки, где расположены комфортабельные номера для приезжих артистов. Кроме гримерных, имеются и балетный зал, и склад для хранения декораций.

— Условия для артистов и животных здесь, конечно, выше всяких похвал, — подключается к нам артист Московского цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре дрессировщик Нугзар Местоев. — Я видел цирк до реконструкции, работал в шапито, который располагался вблизи Национальной библиотеки. А когда приехал в обновленный — был приятно удивлен: реставрация потрясающая.

Визит в Белгосцирк значим для Нугзара еще и потому, что именно в Минске состоялся его дебют с номером «Дрессированный орангутанг». Много лет Местоев работает в команде талантливого дрессировщика народного артиста России Азиза Аскаряна.

— В Беларуси принимают нас особенно тепло, — говорит Азиз Михайлович. — Я не раз работал в вашей стране, но в обновленном здании цирка — впервые. Условия здесь шикарные, что для артистов, что для животных. Равных белорусскому цирку в мире нет! Поверьте, я много где был...

«Хотим сюда еще!»

До начала представления оставалось совсем немного, и мы направились в фойе, чтобы пообщаться с маленькими зрителями. А там вовсю бурлил праздник — сладкая вата, воздушные шары. Дети с удовольствием фотографировались с орангутангом Лолой (из номера Нугзара Местоева).

Пятилетний Артем Жук первый раз пришел в цирк. На представление мальчика привезли из Осиповичей мама Анастасия и папа Александр. Трехлетняя Милана Стрижак рассматривала огромные манекены клоунов. Приехала она в Минск из Витебска с мамой Олесей. А шестилетние минчане Ярослав и Виктория Коробовы пришли в цирк с бабушкой Ириной.

— Хотим сюда еще! — наперебой кричала ребятня, давая первое в жизни интервью.

К слову, билеты в цирк всегда раскупаются (зал вмещает более 1,5 тысячи зрителей). Выходные и каникулы — время, когда дети приезжают организованными группами.

До начала представления оставались считаные минуты. Зазвучала музыка — цирковой марш — эту мелодию ни с чем не спутаешь! На арене в секунду появились танцоры, ведущий, артисты. В свете софитов они казались невероятно красивыми.

Представление началось...

Напомним, что...

C 4 февраля в Белгосцирке стартовал совместный проект Московского цирка Никулина и Национального цирка Кубы. В программе — дрессированные обезьяны (орангутанги и шимпанзе), таксы, лошади, а также акробаты на подкидных досках, скакалках, эквилибристы на стульях, низкий канат на пуантах.

Татьяна УСКОВА, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter