Такова партийная жизнь

Так жарко, что хочется думать о чем-то большом и ласковом.
Так жарко, что хочется думать о чем-то большом и ласковом. О море, например. Но повседневные обязанности заставляют мыслить о материях, которые правильнее будет назвать политическим болотом. А тема зовет: уж больно редко пишем мы о звучавшей некогда обязательным металлом "партийной жизни"... Наверное, потому, что хоть и много у нас как бы партий, но ведут они такое рептильное существование, что не слышно, не видно. Вообще говоря, ничего особенно плохого в этом и нет, потому что жизнь научила всех нас совершенно простой и доступной истине: на дядю надейся, но сам не плошай. В смысле, если не слезаешь с дивана, то никакие партии не помогут. Трогательно вспоминать, как Владимир Вольфович Жириновский, истинно русский человек, обещал каждой поверившей ему бабе по качественному мужику. Поверили, от всего сердца поверили, но демографическая обстановка остается без изменений. Разве что сам Владимир Вольфович стал больше лосниться...

Но это у них. В наших белорусских партиях даже Жириновского нет. Мельтешат какие-то люди, но в силу большого партстажа они как-то примелькались и приобрели совершенно одинаковую внешность. Да еще и размножаются прогрессивным методом почкования, не уследишь. У нас две социал-демократических партии, две коммунистических, два Народных фронта, две "Надежды"... Просто какой-то нескончаемый бал, где Шерочки вальсируют с Машерочками.

Грустно от всего этого...

Хотя на дворе стоит очень ласковый май.

Но прочь грусть!

Признаюсь, что статья зампредседателя БСДП (Народная Громада) Владимира Нистюка возвратила мне некоторый оптимизм и интерес к жизни... Прочитав ее в Интернете, я возликовал. Просто именины сердца! Ведь что я ни напишу о "партийной жизни", все равно будет много недовольных. Левые - за критику левизны, правые - по противоположным мотивам, центристы вообще терпеть не могут комментаторов. А Владимир Нистюк все сделал так обстоятельно, что и самому беспартийному читателю будет ясно. Процитирую только малую часть его статьи, напомнившую мне мотивы известных произведений вроде "Государство и революция", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", "Шаг вперед, два шага назад" и "Как нам реорганизовать Рабкрин". Чувствуется, что у уважаемого автора мощная теоретическая подготовка и дружеские отношения с методологией. Три источника, три составных части... Эх, боевая партийно-политическая молодость, что водила нас в сабельный поход. Приятно вспомнить... В своей статье г-н Нистюк умело, как мастер диалектики, применяет испытанное и боевое оружие: анализирует, синтезирует и ставит задачи. Нет, не по учебникам учил он старика Гегеля. По жизни. А названа статья очень даже актуально и привлекательно: "Борцам с режимом пора забыть о собственном кармане".

Итак, внимание. Цитирую Владимира Нистюка

: "Стало уже банальным говорить о неспособности белорусской политической оппозиции по-настоящему объединиться для успешного решения общих вопросов. Но это - печальная истина. В итоге оппозиционеры так и не смогли противопоставить режиму сколько-нибудь реальную силу. Безрезультатно прошли организованные оппозицией виртуальные выборы президента в 1999 году. Раздоры и конфликты в ее лагере обострились в период парламентских выборов 2000 года, не удалось составить достойную конкуренцию власти на президентских выборах 2001 года. По отдельности и с очень малым эффектом "сходили" оппозиционные силы и на местные выборы в марте нынешнего года.

Есть несколько факторов, мешающих созданию дееспособной, а не конъюнктурной коалиции противостоящих режиму сил.

Перечислю эти факторы буквально по пунктам.

1. Чрезвычайно большие личные амбиции действующих лидеров оппозиции, не всегда соизмеримые с их реальными способностями и возможностями.

Попытки некоторых политиков и общественных деятелей монополизировать руководство оппозицией или право представлять ее интересы внутри страны и особенно за рубежом привели к тому, что личных контактов между лидерами политических партий в последние месяцы практически нет. Исключение составляют случайные встречи на дипломатических приемах в зарубежных посольствах и презентациях печатной продукции фондов и общественных объединений. По инициативе Партии БНФ и Партии коммунистов Белорусской при молчаливом бездействии других партий в конце прошлого года развалился последний орган, который был способен хоть в какой-то мере координировать усилия - Консультативный совет оппозиционных политических партий. (А какая жизнь у мужиков без органа? Сплошная бессонница. - П.Я.)

2. На перспективы консолидации негативно влияют постоянные попытки некоторых новых (старых) деятелей создать альтернативу нынешним политическим и общественным институтам и их лидерам. Для этого вот уже несколько лет настойчиво раскручивается идея некоей третьей силы.

На нынешнем этапе развития демократии в нашей стране эта идея представляется абсолютно нереальной. В стране есть 50 - 100 тысяч политически активных людей, которые уже заняли свои политические и общественные ниши (Не тесновато? - П.Я.). Рассчитывать на этот актив при создании новой силы не приходится. Можно, конечно, призвать под свои знамена несколько человек или даже десятков человек, которых знают в стране и за ее пределами. Но это - генералы от оппозиции, у которых нет реального войска. А значит, не будет и масштабных действий, способных всерьез повлиять на судьбу страны. Наконец, в Беларуси нет того особого накала ситуации, который могла бы, удачно войдя в игру, использовать в своих целях "третья сила".

И потом, в качестве ее лидеров предлагают себя в основном совсем не новые люди, а те, кто имеет богатый послужной список, в котором не все однозначно. Неоднозначная оценка массой событий 1991 года в Вискулях, когда был подписан приговор Советскому Союзу, не позволит стать популярным политическим лидером Станиславу Шушкевичу. Многие помнят, что Василий Леонов исправно (как и Михаил Чигирь, Александр Соснов, Андрей Санников) работал в руководящих структурах режима до момента, пока этот режим его не растоптал. Вряд ли кто из серьезных политиков пойдет за Петром Кравченко, который мечется между властью и оппозицией целое десятилетие. Много вопросов и к депутатам-демократам из Палаты представителей, прежде всего по поводу их несколько запоздалого прозрения. (Вот это - срезал! Всех! - П.Я.)

Поэтому попытки создать нечто принципиально новое в качестве альтернативы действующим партиям и иным общественным институтам проваливаются одна за другой.

Так и не стала настоящей партией группа людей, которых под свой личный авторитет собрал некогда Станислав Шушкевич. Ушли в небытие Партия здравого смысла, Крестьянская и некоторые другие партии, которые не смогли во время перерегистрации собрать под свои знамена достаточного количество единомышленников. (Где дорога к храму? Пора заказывать панихиду! - П.Я.) Без должной поддержки партийных сил не получилось создание нового общенационального демократического института независимых наблюдателей за выборами под руководством Мечеслава Гриба. Не удается вот уже в течение двух лет сотворить новую социал-демократическую структуру Алексею Королю и Валентине Полевиковой. (А какие приятные во всех отношениях люди! - П.Я.) На уровне благих намерений остались созданные Василием Леоновым республиканские и международные общественные и общественно-политические объединения.

Автору кажется, что все эти умные люди не хуже него понимают все происходящее. Но, во-первых, их усилия рассчитаны на то, чтобы сохраниться в политической элите, не остаться за бортом активной жизни и иметь возможность для самовыражения. Во-вторых, бывшее высокое положение и солидные связи дают возможность добыть под новые инициативы определенное финансирование". (Ну и Нистюк! Глубоко копает! - П.Я.)

Идем дальше. Пункты 3 и 4 в целях экономии газетной площади пропускаю. Перехожу к цитированию пятого пункта

: "Среди белорусской оппозиции существует группа партий-фантомов, не имеющих реальных структур и личного состава. Им необходимо находиться в общей политической "тусовке" прежде всего для того, чтобы не бросалась в глаза их абсолютная неспособность к конкретному самостоятельному действию. (А мы и не знали! - П.Я.) Особенно опасно, что на ключевые позиции в оппозиционном лагере претендуют люди, у которых даже формально нет за спиной ни структур, ни идеологии". (Какое тонкое знание жизни! - П.Я.)

Вот так логично и последовательно перечислив на высоком идейно-публицистическом уровне язвы, шрамы, родинки и иные родимые пятна политической оппозиции, Владимир Нистюк здесь же предлагает программу экстренного лечения выявленных и осмысленных им хвороб. Этого рецепта я цитировать не буду по двум причинам. Во-первых, как говорится, не нанимался, во-вторых, уверен, что щедрою рукой разбрасывая панацеи, сам Владимир Нистюк верит в них не больше, чем гомеопат на приеме больного атипичной пневмонией.

Жарко. Заканчиваю. Ознакомившись с анализом "партийной жизни", представленным в статье "Борцам с режимом пора забыть о собственном кармане", предоставляю любезному читателю самому сделать выводы по существу. Благодарю Интернет за предоставленную возможность познакомиться со свежей точкой зрения. Отдельное спасибо Владимиру Нистюку. Надеюсь также, что все упомянутые в его статье личности и коллективы не затаят зла на газету, а выяснят отношения с автором посредством партийной дискуссии, где-нибудь во время случайных встреч на дипприеме в зарубежном посольстве. Кстати, неплохо придумали наши "пикейные жилеты" - коротать время "на дипприемах". Отличное, сугубо минское "ноу-хау"... В заключение для настоящих эстетов от политики приведу очень понравившуюся мне мысль (она хорошо адаптирована к теме!), высказанную одним философом по фамилии Дуайт Морроу: "Партия, которая ставит своей заслугой дождь, не должна удивляться, когда ее обвиняют в засухе..."
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter