Такое вот кино...

В Молодечненском ДК сняли полнометражный фильм «Гамлет–new»... И презентовали его в столичном кинотеатре
В Молодечненском ДК сняли полнометражный фильм «Гамлет–new»... И презентовали его в столичном кинотеатре

Теперь уже далеко не всякая мировая премьера собирает столько публики в избалованном кинозрелищами Минске, но оценить колоссальный зрительский интерес к «Гамлету» по–молодечненски можно было еще на подступах к кинотеатру «Победа». Одни пришли за сенсацией, другие — за свежим анекдотом. Ожидания и тех и других оправдались сполна. Хотя уже через 15 минут после начала сеанса зрительный зал начал стремительно пустеть.

— Ну и что? — пожимает плечами режиссер фильма Андриан Барткевич. — Помню, когда в кинотеатре «Москва» впервые показывали фильм Куросавы «Семь самураев». И как только появились черно–белые кадры, зал покинули сразу 80 процентов зрителей...

Каковы амбиции, а? Я в полном восторге от этого человека! Не имея никакого кинематографического опыта, он с чистой душой замахивается на Вильяма нашего Шекспира, снимает своего «Гамлета» за три дня (не вложив в проект ни копейки!), а после устраивает премьеру в самом центре столицы и приглашает в кинозал ведущих кинокритиков и профессуру Белгосакадемии искусств... Теперь его фильм включают в программу грядущего «Лiстапада». И это только начало, уверяет Барткевич. Впереди — престижные международные кинофорумы. И я готова ему поверить.

Вообще–то он профессиональный актер. «Актер высшей категории», — подчеркивают в Минском областном драмтеатре в Молодечно, где Андриан Барткевич занят почти во всех постановках. И не только. Спектакль по самой известной притче Бертольта Брехта «Мамаша Кураж», поставленный Барткевичем, идет на молодечненской сцене и сегодня. Причем это не первый спектакль, где он проявил себя в качестве режиссера. А год назад Андриану предложили возглавить самодеятельный театр «Метаморфозы», созданный при городском Доме культуры еще в 1952 году. Вот только в этом театре, имеющем звание народного, взрослых артистов почти не осталось, основная труппа «Метаморфоз» — девочки–подростки, посещающие творческие кружки, как правило, куда охотнее мальчишек. Поэтому–то друзья Гамлета Розенкранц и Гильденстерн у Барткевича превратились в Розочку и Гильду, Полоний стал Полонией, а свою смерть принц Датский принял от рук Лаэрты. К счастью, на роль Гамлета нашелся юный Сергей Бубен, неправдоподобно похожий на Гарри Поттера, только без очков. Вполне допускаю, что это сходство не случайно.

Повествование о злоключениях небезызвестного Поттера начинается почти так же, как и кино Барткевича. Осиротевший Гамлет узнает, что теперь воспитывать его будут чужие люди, но, несмотря на голос за кадром, вещающий, что «дядю Гамлет не любил», в королевстве ждут принца с нетерпением и юная дочь Фортинбраса уже отправилась встречать его электричку на красном автомобиле... Видимо, это новенькое авто должно еще больше подчеркнуть упадок Датского королевства — все дальнейшее действие происходит на фоне недостроенных сараев, между которыми деловито бродят аисты, не обращая никакого внимания на кипящие вокруг страсти. Хотя проникнуться этими страстями весьма непросто, когда королева Гертруда похожа на Красную Шапочку, призрак отца Гамлета — на персонаж вестерна, а Офелия и сошедший с ума Гамлет — на сестрицу Аленушку и братца Иванушку, причем уже после инцидента с копытцем. Но, как оказывается, главное новаторство новой трактовки знаменитого творения Шекспира — отнюдь не в Гамлете, переодетом козленочком, а в Фортинбрасе, переодевшемся призраком его отца и внушившем Гамлету мысли о кровной мести...

Публика рыдает. От смеха: очень уж уморительны персонажи. Но режиссер «Гамлета–new» не боится провала. Потому что процесс для него явно важнее результата. В его фильме нет ничьих ущемленных амбиций, зато там такой восторг ребятни (изрядно загоревшей по ходу своей игры в «Гамлета»)! И восторг, кураж этот просто невозможно не поддержать, поэтому так легко и находится небольшая частная кинокомпания, берущая на себя расходы по техническому обеспечению процесса, а жители Молодечно с не меньшей готовностью предоставляют съемочной группе личные авто, уже заправленные бензином, и обеспечивают актеров горячим питанием... Настоящее народное кино. Неважно, что местами неуклюжее, зато искреннее.

— На мой взгляд, это прекрасное творческое начинание, — поделился впечатлением от премьеры ректор Белорусской академии искусств Ричард Смольский. И я с ним абсолютно согласна.

Сегодня «Гамлета–new» увидят в Молодечно. Представляю, что там будет твориться... А у Андриана Барткевича уже готов сценарий «Ревизии» — по известным мотивам Гоголя. На подходе еще один народный проект?

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter