От марша пустых кастрюль
Татьяна Кухаронак, старший научный сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы НАН Беларуси, перечисляет основные вехи. 8 марта 1857 года состоялось массовое выступление работниц текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды Нью-Йорка против неприемлемых условий труда и низкой зарплаты. В марте 1901‑го «кастрюльный бунт» организовали домохозяйки в Чикаго, а в 1910-м на международной конференции Клара Цеткин предложила праздновать 8 марта как международный женский день социалистического движения. Идею поддержали во многих странах.
— В Российской империи в начале ХХ столетия женщина не имела права на участие в выборах, работу в государственных учреждениях, даже на развод. Кардинальные изменения произошли после Октябрьской революции. В Конституцию 1918-го была включена статья о полном равенстве мужчин и женщин. Новая советская власть открывала столовые, прачечные, детские сады, освобождая тем самым женщин от семейных обязанностей и давая им возможность участия в общественной жизни. «Женщина должна забыть, что она женщина, и помнить, что она труженица», — отмечалось в резолюции I Всероссийского съезда работниц в 1918 году.
Создавались и женские отделы на базе местных и центральных партийных органов, которые занимались агитацией, образованием и помощью женщинам в борьбе за их права. Но уже в 1930-е годы они были упразднены. Меняются акценты и в прессе: постепенно главной темой становится прославление тружениц и матерей. Особенно со второй половины 1940-х: нужно было поправлять демографическое положение в стране после войны.
Даже 6 марта 1945-го наряду с приказами Верховного главнокомандующего командующим войсками 1-го и 2-го Белорусских фронтов в нашей газете публикуется постановление ЦК ВКП (б) «О Международном женском дне 8 марта»: «…Дни гитлеровского кровавого режима сочтцены. Но на пути к полной победе Красной Армии и армиям наших союзников придется преодолеть еще ожесточенное сопротивление обреченного врага. От советских женщин, как и от всего советского народа, требуется новое напряжение всех сил». И далее рекомендации, как и в чем нужно их поддерживать.
Красный день календаря
— Обращение к женщинам становится формой поздравления в официальной прессе только в конце 1950-х, — делится наблюдением Татьяна Кухаронак. — 8 марта публикуются статьи про лучших тружениц — «героинь своего времени» — своеобразное доказательство прогрессивности советского строя.
Новая веха — 1966 год, когда Международный женский день в СССР становится еще и выходным. О таком подарке стало известно из доклада Леонида Брежнева на торжественном заседании, посвященном 20-летию Победы советского народа в войне. «В ознаменование выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу, а также отмечая большой вклад женщин в укрепление дружбы между народами и борьбу за мир…»
В тот год в «СБ» прозвучало много теплых слов в адрес прекрасной половины, были статьи от имени женщин и про женщин, официальная статистика: сколько в СССР женщин-инженеров, врачей, депутатов Верховного Совета… Одна из задач, которая, судя по публикациям, ставится перед женщинами в это время — период «холодной войны» и американской агрессии во Вьетнаме, — борьба за мир. Рядом — новости с предприятий о досрочно выполненных планах и зарисовки карикатуриста: жена наслаждается чтением книги, в то время как муж занят стиркой и готовкой. В программе ТВ также изменения: транслируются праздничные концерты и торжественные заседания, а в рубрике «Фильм недели» анонс премьеры — на широкие экраны выходит киноповесть «Женщины» по одноименному рассказу Ирины Велембовской. Он окажется среди лидеров кинопроката того года.
Постепенно зарождается и традиция отмечать 8 Марта в неофициальной обстановке. Мужчинам же добавляется головная боль: что подарить? В 1970-м один из авторов «СБ» в своем фельетоне называет это прямо «жгучей проблемой».
Среди самых распространенных вариантов — духи и «никчемушки». Плюс к цветам, конечно, которых тоже было не достать. В основном дарили гвоздики и мимозы. В марте 1967—го газета рассказывает, как к празднику в теплицах Минской овощной фабрики вырастили 3 тысячи нарциссов, а еще «впервые распустились тысячи бутонов роз». Но вернемся к фельетону — в поисках более нетривиальных идей один из героев предлагает обратиться в «Бытуслуги»: мол, «там установили электронно-вычислительную машину, которая подбирает подарки. Закладываешь в ЭВМ краткую характеристику той, кому предназначен презент, и список того, что ты ей уже дарил, а через 5 минут она выбрасывает карточку с тремя рекомендациями»… А что, и в наше время было бы актуально.
C марта 1980-го на ежемесячной полосе «Современница» появляются публикации об этике взаимоотношений в трудовом коллективе и семье, рациональной организации домашнего хозяйства, культуре потребления, отдыхе и досуге, охране интересов матери и ребенка… За первую же публикацию «Торжественно нарекаются» цепляется взгляд: «Под звуки фанфар и под горячие аплодисменты близких, гостей в зал входят молодые мамы и папы, нареченные родители, бережно держащие на руках белоснежные конверты. В Доме культуры Могилевского автозавода имени С.М.Кирова начинается традиционный церемониал имянаречения новорожденных — «октябрины». Многие сотрудники предприятия — ныне филиала ОАО «БЕЛАЗ» — и сегодня помнят ту традицию.
— «Книга регистрации новорожденных автозаводцев» существовала вплоть до 1990-х, — рассказал заместитель директора по идеологии и социальному развитию Василий Белозоров. — Где она сейчас — узнать не удалось. Зато фотографий много хранится. Интересно, что на «октябрины» приглашали только лучших сотрудников предприятия, у которых родились детки. Эта традиция была в пику крестинам. К слову, многие из «новорожденных автозаводцев» потом пришли работать на завод.
Людмила Константинова, специалист по связям с общественностью группы идеологической работы автозавода, и сама с мужем и дочерью Алиной участвовала в «октябринах». Правда, уже в 1987 году. Вырезку из газеты об этом событии хранит до сих пор…
В 1990-м на первой полосе — традиционное поздравление советским женщинам. Там уже не про строительство коммунизма. Идет перестройка, и в ЦК партии видят реальную картину жизни: «Заверяем, что сделаем все, чтобы быстрее исчезли очереди и дефицит товаров, тяжелый ручной труд и неустроенности быта». Публикуются и итоги переписи населения 1989-го. Численность женщин — 5.403.000, 53% населения. Если в 1979 году на каждую тысячу женщин приходилось 865 мужчин, то в 1989-м — 879.
2000-й. Это уже совсем другая «СБ». В цвете и с цветами. С праздником весны женщин поздравляет Президент Александр Лукашенко:
— Положение женщины в обществе — это лицо любой страны. Приятно отметить, что в Беларуси многое сделано по улучшению условий жизни и труда женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи. Ваш безусловный приоритет в области управления, образования, здравоохранения, других социально значимых сферах общества — лучший признак реального равноправия белорусской женщины.
11-го числа — продолжение темы. И целая полоса «Женский день» на этот раз… для мужчин. Здесь и «12 заповедей примерного мужа», и рецепты блюд, которыми можно порадовать любимую не только в праздник, а еще рейтинг антиподарков, таких, например, как пылесос или крем от морщин. Их ведь можно купить и просто так, в будни?
Я спешу к тебе с приветом
До начала 1950-х годов в СССР поздравительные открытки не выпускали — считались буржуазным излишеством. Зато потом они выходили миллионными тиражами. Только к 8 Марта ежегодно появлялось по 60 — 70 новых видов.
— В собрании музея самые старые поздравительные открытки к 8 Марта относятся к выпускам 1957-го, — рассказала ведущий научный сотрудник Национального исторического музея Наталия Мартынова.
Раскладывая на столе документы времени из коллекции «Филокартия», Наталия Валерьевна читает: «Поздравляем!», «С 8 Марта!», «Дорогой маме к празднику!»… Что сразу бросается в глаза — идеологически выдержанное содержание. Тематика открыток 1950 — 1960‑х в первую очередь подчеркивает роль советских женщин в социалистическом строительстве: героини сюжетов трудятся в поле, на заводах, стройках, в школах, научных лабораториях, в космосе (после полета Валентины Терешковой). Со второй половины 1960-х выпускаются открытки, прославляющие женщину-мать. На открытке 1968 года орден «Мать-героиня» поставлен в один ряд со Звездой Героя Социалистического Труда СССР. А с 1975-го года возникают новые сюжеты — изображения женщин разных рас, символы солидарности женщин Земли, изображения земного шара. Отныне этот праздник становится по-настоящему международным, его проводит и ООН.
Постепенно праздник теряет политическую окраску. Весна, цветы, забота о женщине — главные темы начиная с конца 1970-х.
В СССР было принято поздравлять с 8 Марта родных, друзей, коллег, соседей. Порой один отправитель опускал в почтовый ящик сразу несколько десятков открыток.
— Раньше люди понимали, что открытка, подписанная от руки, — это проявление уважения к адресату, она передает искренние чувства, эмоции отправляющего. СМС, поздравления по электронной почте лишены этого тепла, — считает Наталия Мартынова и показывает открытки из собственного семейного архива, они тоже хранятся в музее. — «Дорогая Екатерина Миновна!» Это моя бабушка, фамилия Головцова. После войны она работала в Гродно учительницей начальных классов в 6-й, а потом в 12-й школе. Ее ученики очень любили, так что открытки она получала, даже когда по состоянию здоровья переехала из Беларуси на родину, в Украину. Из разных городов и стран. А какой красивый почерк у детей был, пока писали перьевыми ручками!
— Открытки в музее собирают, хранят и изучают, — отмечает Наталия Валерьевна, призывая передавать в коллекцию фрагменты семейных архивов. — Это национальная память. Истории отдельных семей складываются в большую мозаику — историю страны. Ведь это не только великие события, но и мы с вами, наши чувства, стремления в надписях на поздравительных открытках.
dekola@sb.by