Горожанка Инна Цыбулько приехала по распределению в Березинский район и уже 22 года работает учителем в Любушанской школе

Такое поучительное классное руководство!

Я ПРИЕХАЛА в Любушанскую школу встретиться с одним из лучших педагогов Березинского района и Минской области Инной Владимировной Цыбулько после обеда. Притихли коридоры, только малыши из продленки вприпрыжку перемещались с улицы в класс. Проведя уроки, уходили домой учителя. Заметила доброжелательность и теплоту в голосе при обращении взрослых с детьми. Иногда в какой-нибудь школе уже с порога, особенно на перемене, слышны шум и гам, назидательно-успокоительные окрики. Здесь же при попытке мальчишек ворваться в класс, где я беседовала с учителем Натальей Алексеевной Белявской, Инна Владимировна их просто обнимала и ласково просила еще погулять. Доброта — непоказная, ненаигранная — действовала на ребенка лучше любого педагогического приема. Ходил за ней по пятам Никита Лемешев, которого из-за его любознательности все зовут «Есть вопросик», показывал что-то на экране смартфона, спрашивая мнение учителя. Кстати, родители мальчика переехали в соседнюю деревню Дулебы из Минска, решив таким образом квартирный вопрос. Буквально за лето обустроили купленный дом не хуже, чем в городе, Никита быстро подружился с одноклассниками. «Сельские дети особенные», — первая фраза, прозвучавшая из уст Инны Владимировны, тоже выдавала ее доброту и любовь к своим воспитанникам. 

Один из лучших педагогов Березинского района и Минской области Инна ЦЫБУЛЬКО с учениками Любушанской школы.

АГРОГОРОДОК Любушаны начинался с улицы, где сейчас размещается школа. Она так и называется — Школьная. На перекрестке дорог, в начале ее, растут три липы, аисты свили на одной из крон гнездо. Сколько были здесь люди, рассказывала старожил Анна Антоновна Яблонская, столько и птиц встречали по весне, а осенью провожали в дальние края. С буслами проходит жизнь сельчан, словно по Короткевичу, — земля эта под белыми крыльями. А название деревне, гласит народная молва, дал граф Потоцкий. Уж очень понравились вельможной особе здешние края — Любушаны находятся на двух берегах реки Клева, притока Березины, с юга подступает березовая роща, с другой стороны — корабельные сосны. Граф приказал подданным переселиться в эту местность, а деревню «любіць і шанаваць». Но есть и другая легенда — о верности и доброте влюбленных Анетки и Николая. Увидели они на Купалье, что какая-то «почвара» заломила жито. Николай замахнулся на нее граблями, а Анетка заступилась — вдруг эта «здань» не виновата. За доброту мифическое существо превратило девушку в страшную старуху, но парень не бросил ее, привез в деревню, построил дом, продолжал любить и беречь, каждый раз называя «любай і шаноўнай», и в один прекрасный миг купальские чары отступили. В честь чистой и светлой любви деревню назвали словом, в котором два корня — два кода белорусского народа. 

Инна Владимировна сколько раз слушает свою коллегу Галину Антоновну Яблонскую, учителя белорусского языка и литературы, поведавшую эти красивые легенды, столько восхищается народной мудростью и точностью. Места действительно здесь красивые, а люди добрые. Они и приворожили некогда городскую девушку из Слуцка, избравшую путь сельского учителя. 

В ДЕТСТВЕ любимой игрой, как многих девочек, была школа. Инна сажала сестер и дворовых друзей за воображаемые парты, вызывала их к доске, проверяла домашнее задание и ставила оценки в журналы. Так случилось, что их, трех сестер, вырастила бабушка. Она работала в военной части, знала маршала Жукова, командовавшего в то время 4-й кавалерийской дивизией в Слуцке. Позже добилась отдельной квартиры через Валентину Терешкову. В общем, с характером была Валентина Петровна Острейко. Оставшись на руках с тремя маленькими детками, несколько раз сходила в райком с просьбой улучшить их жилищные условия, но безрезультатно. А ютиться во времянке было невозможно. Вот и написала в Комитет советских женщин. Открытка с обратным адресом «Кремль» и краткой резолюцией «решить положительно» до сих пор хранится в их домашнем архиве. Бабушкино воспитание, конечно, повлияло и на характер внучек. Женское самопожертвование передается по наследству. 

В пединституте, сейчас университете имени Максима Танка, Инна Владимировна встретила свою вторую половинку. По распределению поехала на родину мужа и работала в Погостской школе, пока тот доучивался. «И, конечно, самым счастливым стал первый рабочий день. Увидев детские глаза, я осознала, что моя мечта сбылась и я настоящий учитель. Если бы отмотать жизнь, как киноленту, назад, снова бы поступила в пединститут и выбрала бы сельскую школу», — моя собеседница совершенно искренна.

Из окна лаборантской учителя биологии и географии Инны Цыбулько виден ее дом и двор. За 22 года с мужем распланировали и обустроили все по своему вкусу. Понятно, за две учительские зарплаты строиться было трудно — помогала свекровь, ее вторая мама Раиса Михайловна. Она и корову научила доить, и за скотиной ухаживать, и грядки разбивать. Вспоминает, как хотела помочь свекрови и сама вызвалась доить корову. Чтобы обмануть неспокойную рогулю, облачилась в свекровин рабочий халат и сапоги. Получилось! С мужем Александром Петровичем Цыбулько ей тоже повезло: «За ним как за каменной стеной».

Осели в Любушанах из-за жилья — здесь смогли купить домик, нашлась работа учителя и мужу. Инне Владимировне — только вакансия завуча по учебной работе. Всплакнула от страха и неизвестности, но выбора не было. Так в 24 года стала одним из руководителей педколлектива. Потом Александра Петровича назначили директором. При их тандеме в 2006 году Любушанская школа стала лучшей в Минской области. В октябре того же года встретили 16 человек нашего брата — журналистов, корреспондентов газет и телевидения! Муж занимался хозяйственными вопросами, она учебными. Часто доводилось обоим приходить домой запоздно. Запустила дела домашние, мало внимания уделяла дочке Даше, и на семейном совете решили, что ей надо уходить с должности замдиректора. Зато потом началось классное руководство. В 2017 году в ее выпуске было два медалиста. С классом даже мюзикл поставили. Неправда, что в сельской школе у детей меньше возможностей для развития. В Любушанах прекрасно оборудованный спортзал (к созданию агрогородка купили тренажеры), стадион, огромная теплица, Дом культуры, рядом речка, лес. Наоборот, преимущество сельской школы — в почти индивидуальном образовании, учитель хорошо знает своих учеников. Их Даша учится в университете физической культуры, и на водной дорожке ее не может обогнать ни один парень.

СЕЙЧАС в моде термин «тьюторство», вектор образования направлен на индивидуализацию. Кроме того, жизнь меняется с неумолимой скоростью, информация устаревает, не успев оформиться в систему, поэтому самым главным умением становится умение учиться! Тьюторство — и есть сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Но на самом деле у ребенка нет этой программы, у него могут быть только замыслы, идеи, неосознанный интерес к чему-то. Задача тьютора — помочь ему осмыслить и осознать этот познавательный интерес, совместно сконструировать программу и помочь реализовать. Инна Владимировна считает это важным: 

— Самое главное, чтобы мои дети стали настоящими людьми. Мы зря пеняем на молодежь, что она эгоистичная. Неправда, они благодарные, помнят учителей. Однажды на мой день рождения Сережа Шик приехал из Минска с букетом цветов. Я удивилась: «У тебя же сессия!» А он: «Так я только на десять минут, чтобы вас поздравить». 

В ЗАВЕРШЕНИЕ встречи задала домашнее задание Инне Владимировне. Подумать и ответить на простой (а может, и не совсем) вопрос: «Чему вас научили дети?» и вспомнить три счастливых дня в школе. 

Вот такой получился «ответ у доски»:

— Современные дети подталкивают нас развиваться. Особенность нашего времени в том, что взрослые многому учатся у молодого поколения, и учителям подобает вести себя с учениками как с сотоварищами. Я всегда говорю, что ни один человек в мире не может всего знать. Я знаю много, но не все. Мы с детьми вместе ищем разную информацию, новые знания. Недавно, готовясь к олимпиаде и делая презентацию, увидели фото, на котором не могли узнать, что это за город. А Кирилл Бекиш, постоянно занимающий первое место в районной олимпиаде по географии, он же победил в конкурсе проектов «Энергия и среда обитания», быстро сфотографировал мобильным телефоном картинку, отправил в Google, и тут же мобильное приложение выдало название. Так я узнала еще один способ познания мира. Самая главная задача педагога — научить детей учиться самостоятельно. А они учат нас ориентироваться в сложном современном мире.

О первом счастливом дне после окончания пединститута мы рассказали.

— Второй счастливый момент, — продолжила отвечать на «домашнее задание» Инна Владимировна, — наступил в один из летних дней 2017 года. Я узнала, что ученики моего выпускного класса сдали централизованное тестирование на 100 и 98 баллов — Диана Раткевич по немецкому языку, а Вика Цедрик по биологии. Счастье видеть, как детские мечты сбываются. Моя девочка Вероника Макаревич, очень старательная, много готовилась по биологии, участвовала в олимпиадах, сейчас оканчивает медуниверситет. Разве это не счастье? В-третьих, радостно осознавать, что твои ученики входят в десятку лучших по биологии в республике. На областных олимпиадах мы берем вторые, третьи места. В-четвертых, самое главное счастье, когда уже взрослые дети приходят к тебе в гости. 

Ну что, поставим учителю отлично? 

klimovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter