Таким вот «Дакаром»

Белорусскому МАЗу на ралли «Шелковый путь» мешали грибники и лошади

На трассе ралли-рейда «Шелковый путь-2010» можно было встретить непутевых грибников, диких животных и сотрудников милиции

Команда МАЗ вернулась в Минск с ралли-рейда «Шелковый путь-2010». Вернулась триумфатором. Белорусский экипаж не просто доехал до финиша, что являлось основной задачей, но и обошел в общем зачете несколько грузовиков соперников, в итоге заняв 12-е место среди 16 стартовавших участников. Насколько тяжело дался нашим ребятам такой хороший результат, корреспонденту «Р» в эксклюзивном интервью рассказал пилот команды Петр Орсик.

Ралли стартовало 11 сентября в Санкт-Петербурге. Уже на первом этапе у белорусской команды появились проблемы. Не технического характера, как можно было подумать. Просто на трассе откуда ни возмись появился грибник, который перегородил своей машиной дорогу нашему экипажу.

– Грибник застрял на «волге» в песчаной колее. Объехать машину не было возможности. Пришлось самим отбуксировать легковушку, чтобы продолжить гонку. Времени потеряли много, – вспоминает Петр Орсик. – В данной ситуации это явная недоработка организаторов. Не были перекрыты въезды на трассу, ведь на ней не должны находиться посторонние.

Больше в гонке похожих форс-мажорных ситуаций не случалось. Организаторы исправились, и на всех этапах, даже в глухих пустынях, чуть ли не на каждом шагу стоял сотрудник милиции. Зрителей тоже не допускали на трассу. Увидеть и пообщаться с участниками ралли можно было только на финише.

Постоянно мешали гоночным экипажам и дикие животные: табуны лошадей, волки. Чтобы не сбить любопытных зверей, приходилось на некоторых участках трассы сбрасывать скорость до 30—50 км/ч.

После второго этапа начались технические проблемы – отказала подвеска. С этой поломкой белорусская команда мучилась всю гонку. Как результат – потеря времени. При максимально допустимой скорости в 150 км/ч наш грузовик ехал обычно 130 км/ч. Иногда организаторам приходилось ждать МАЗ несколько часов после финиша предпоследнего грузовика.

Возможно, ситуацию с поломками можно было бы избежать, если бы МАЗ использовал зарубежные детали. Ведь все лучшие экипажи, в том числе и многолетний лидер гонок КамАЗ, на 80 процентов сконструированы из купленной продукции.

– Проблемы с техникой у всех бывают. На первый раз наша машина выглядела на трассе замечательно. Удобная кабина, хороший ход по дистанции. Кроме подвески, крупных поломок не было, – продолжает делиться впечатлениями Петр. – Правда, если мы хотим бороться за более высокие места, придется много работать. Ведь мазовский грузовик весит больше, чем машины конкурентов, на 2,5 тонны. Но совершенствоваться можно и с помощью деталей отечественного производства.

После третьего этапа начались песчаные дороги. Белорусской команде они давались легче, так как были более скоростные. Здесь в основном проблемы возникали с навигацией. Если отклоняешься от ориентира на 100—120 метров, контрольную точку можно не взять. Сложностей добавили организаторы, неправильно указав на карте одну отметку на шестом этапе. Из-за этой ошибки команды потеряли время. Но, поскольку все участники находились в равных условиях, результаты пересматривать не стали.

Каждый день приходилось тратить 50—100 литров дизеля, в зависимости от длины маршрута. Заправлялись команды непосредственно на старте или между специальными скоростными участками. За безопасностью гонщиков следили вертолеты, из-за которых этапы нередко приходилось откладывать на несколько часов. Нелетная погода – старт переносится. Безопасность превыше всего.

Между этапами гонщики, журналисты жили и отдыхали в биваках – специальных палаточных лагерях, собранных на скорую руку. Здесь была столовая, где бесплатно кормили утром и вечером. На этапы выдавали сухой паек и воду. После гонок проводили концерты. Чтобы гости не расслаблялись, организаторы предупреждали жителей биваков о вероятной встрече со змеями. Возможно, поэтому белорусская команда вместо романтики в палатках на каждом этапе снимала номера в отелях.

Соперники понимали, что МАЗ впервые за долгие годы участвует в гонке, и старались поддерживать белорусов. При этом никакой недооценки не было. Наш грузовик считали темной лошадкой.

На последних трех этапах экипаж МАЗа начал показывать достойные результаты и практически ни в чем не уступал соперникам. В итоге 18 сентября на финише гонки в Сочи команда принимала поздравления наравне с другими участниками ралли.

– Лично для меня это была не первая подобная гонка. Участвовал в 1997 году в ралли Париж—Москва. Но я рад, что спустя 12 лет МАЗ вновь принял решение выставить команду на такие соревнования. Поэтому впечатления от гонки только хорошие. Сложная трасса, непредсказуемые скоростные участки, – подводит итоги Петр. – Мы полностью довольны результатом. Получилось не просто доехать до финиша, но и обойти несколько грузовиков в общем зачете. Можно сказать, первый блин не вышел комом.

Пока неизвестно, в каких гонках дальше будет участвовать МАЗ. Есть планы выставить команду на ралли-рейд «Дакар-2012». Но для начала надо повысить опыт экипажа и усовершенствовать грузовик. У белорусов есть преимущество – в гонках редко можно увидеть заводскую команду. В основном ездят любители. И если за четыре месяца удалось собрать машину, которая успешно выдержала нагрузку трассы ралли-рейда «Шелковый путь», то за два года можно сконструировать грузовик для победы и в Южной Америке.

На снимке: грузовик МАЗ на восьмом этапе гонки по горной реке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter