Таких не берут в мушкетеры?

О последствиях боевых действий в Южной Осетии

Сегодня в Брюсселе собираются министры иностранных дел НАТО для того, чтобы подумать, как дальше строить отношения с Россией. Поводом для собрания стала война в Южной Осетии. Инициатором — госсекретарь США Кондолиза Райс. Она же будет определять повестку дня, поскольку Соединенные Штаты по–прежнему играют главную роль в Североатлантическом альянсе.


Когда грузинские танки шли на Цхинвали, Джордж Буш был в Пекине, позировал для фотокамер вместе с полуобнаженными (просто у них такая форма) спортсменками из американской команды по пляжному волейболу. Ничего вразумительного он не сказал и тогда, когда освобождать Цхинвали двинулись российские танки, да так и не остановились на грузино–осетинской границе. Чего, к слову, не могут забыть в Тбилиси, поскольку явно рассчитывали на большую поворотливость американской государственной, а может быть, и военной машины. И лишь когда при посредничестве Николя Саркози был опубликован «декрет о мире», Белый дом начал проявлять активность, пытаясь сгладить впечатление от военного поражения грузинской армии.


Правильнее, наверное, будет сказать, что Белый дом пытается «сгладить впечатление» от военной победы российской армии. США уже пообещали «наказать Россию». Миссия Кондолизы Райс состоит в том, чтобы заручиться поддержкой союзников, и нельзя сказать, что эта миссия невыполнима.


«Война между Россией и Грузией вызвала самый тяжелый мировой кризис со времени американского военного вторжения в Ирак в 2003 году», — считает немецкий еженедельник «Цайт». Напомню, Франция и Германия отказались тогда поддержать американо–британскую интервенцию. «В ходе этого кризиса Западная Европа реально дистанцировалась от Соединенных Штатов, оставила их в одиночестве обличать Россию и поддерживать целостность Грузии», — продолжает эту же мысль итальянская «Коррьере делла сера».


Западноевропейские политики в отличие от американских стараются избегать воинствующей риторики в отношении России. Евросоюз, конечно, чувствует своим долгом защищать суверенитет и территориальную целостность маленькой Грузии (по сравнению с большой Россией). Однако здесь хорошо понимают, кто был зачинщиком кровопролития. «Имелись большие ошибки в оценках, допущенные грузинами, и непропорциональный ответ России», — сказал французский министр иностранных дел Бернар Кушнер, и его слова следует признать среднестатистической точкой зрения европейца.


Изменить эту устоявшуюся точку зрения (т.е. обвинить во всех грехах Россию) не смогла даже Кондолиза Райс. Но, возможно, она не сильно и настаивала. Для нее гораздо важнее был консенсус в другом вопросе, а именно, что делать с грузинской и украинской заявками на вступление в НАТО?


Членство в альянсе предполагает мушкетерский принцип «все за одного» или коллективную оборону. Никто на Западе, как известно, не изъявил желания из–за Грузии вступать в третью мировую войну с Россией. Казалось, что отныне путь в НАТО грузинам заказан. Причем так думали и в России, и в Германии. Однако на встрече с Дмитрием Медведевым в Сочи Ангела Меркель неожиданно поддержала грузинскую заявку. Таким образом, американская позиция возобладала? Посмотрим...


Еще одним последствием пятидневной войны можно с натяжкой назвать размещение американской ПРО в Польше. С натяжкой — потому что мало кто сомневался, что так оно и будет. Но события в Грузии определенно сделали переговорщиков более сговорчивыми. Сразу из Брюсселя Кондолиза Райс отправляется в Варшаву, чтобы подписать соответствующее соглашение. Ракеты–перехватчики будут установлены на севере Польши под Слупском. Вашингтон согласился на условие Варшавы и не только выделит ей 20 миллиардов долларов, но и поставит новейшую систему противовоздушной обороны «Пэтриот». Поляки добивались этого, ссылаясь на то, что в случае размещения американской военной базы могут стать мишенью для российских ракет. Белорусский МИД по-прежнему считает, что «объективной необходимости в базировании элементов ПРО в Восточной Европе нет».


Сейчас звучат призывы изгнать Россию из «большой восьмерки», свернуть сотрудничество по линии Россия — НАТО (любопытно, но сейчас Россия имеет самый высокий уровень сотрудничества с альянсом из всех стран СНГ) и т.д. Но, думается, как только Россия выведет войска с грузинской территории, эти разговоры утихнут, а Дмитрий Медведев уже заявил о начале вывода.


«США вновь исполнились решимости изолировать Россию. Происходящее выглядит как чистой воды игра на обострение в стиле «холодной войны», — считает британская газета «Обсервер». — В то же время для нынешней конфронтации между Западом и Востоком характерно одно коренное отличие от «холодной войны»: на этот раз стороны объединены значительно более прочными экономическими связями».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter