Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Видеть» предметы насквозь, отремонтировать табурет и спроектировать дом. Зачем школьнику нужны уроки черчения?

Такие полезные линии

Черчение – предмет в наших школах многострадальный. То его переносят из одного класса в другой, то исключают из программы, сохраняя лишь кое-где факультативные занятия, то снова возвращают в расписание. Споры о необходимости или бесполезности черчения не утихают до сих пор. Мы решили выяснить, кому и зачем могут понадобиться полученные на таких занятиях знания.

Коллаж Ивана ТУМАША, «ЗН»

На все случаи жизни

В советской школе уроков черчения было значительно больше, чем сейчас. В послевоенное время этот предмет преподавали с 7-го по 10-й класс по одному часу в неделю, позже – в 7–9-м. В 1980-х годах он значился в расписании семи- и восьмиклашек. Существует мнение, что именно в возрасте 12–14 лет у детей формируются пространственные мышление и восприятие окружающего мира, и этому во многом способствуют именно начертательные азы.

В 1990-х годах ситуация складывалась неравномерно: в одних школах черчение преподавали так же, как и остальные предметы, в других – на уровне факультативов, где-то не было вообще никаких занятий. В начале 2000-х эти уроки на время убрали из школьной программы. В итоге выросло целое поколение школьников, которые в свое время не создали ни одного чертежа.

Техник по телекоммуникациям Татьяна Лозовая
из Минска уверена: занятия по черчению школьникам необходимы. И не только для того, чтобы набить руку и научиться выводить ровные линии. Рано или поздно любой человек независимо от уровня образования и профессии в обыденной жизни может столкнуться с чертежами, которые нужно будет правильно прочитать. А что-то, возможно, придется начертить самому. Даже грамотно расставить мебель в комнате или спланировать ремонт – без развитого пространственного мышления не обойтись.

На школьных занятиях по черчению Татьяна научилась не только «видеть» предметы насквозь, но и красиво выводить чертежные буквы и цифры. Хотя обычный почерк, по ее признанию, не отличается особыми изысками. Да и сами схемы не были образцовыми:

– В школе мне ставили высокие оценки в основном за понимание предмета. Черчение интересно тем, что, изучив со всех сторон какую-то деталь, можешь изобразить ее на бумаге, сделать «прозрачной», показать внутреннее строение – это сродни волшебству. Считаю, чтобы развивать пространственное мышление, не нужно обладать каким-то особым талантом. Здесь помогут лишь знания и практика. Школьная программа помогла успешно освоить более сложные задания в колледже. Хотя там легкая небрежность в работах уже не прощалась, и приходилось старательнее орудовать карандашом и линейкой.

Умение разбираться в чертежах не раз выручало Татьяну и в повсе­дневности. Сколотить ли табурет, сделать ли ремонт, спроектировать ли собственный дом – опыт подсказывал правильные решения. Даже объемную новогоднюю снежинку не смастерить без начертательных навыков.

– А на днях ремонтировала детскую игрушку с многоступенчатой зубчатой передачей. И справилась. Не методом тыка, а потому что откуда-то из глубины сознания всплыли знания, полученные на уроках черчения.

Учить с нуля

Тем же, кто в школе черчение не проходил, при обучении техническим специальностям в техникумах, колледжах и вузах порой было непросто. Возникали сложности даже при построении простейших схем. Оно и понятно – нужно постигать все с нуля. Сейчас же, когда черчением будут заниматься лишь 10- и 11-классники, с подобной проблемой могут столкнуться будущие выпускники базовой школы.

Менеджер по продажам строительных материалов Михаил Пинчук
вспоминает:

– В школе у нас черчения не было. Поэтому инженерная графика, которую преподавали в машиностроительном техникуме, на первых порах давалась с трудом. Зато полученные знания использую до сих пор, хотя по специальности уже не работаю: без них не смог бы читать строительные чертежи.

Т
ехник-механик Владислав Орловский черчение в школе тоже не изучал. А впоследствии в политехническом колледже приходилось осваивать много «чертежных» дисциплин. Признается: чтобы разобраться во всех хитросплетениях линий, потребовалось время. Но потом так вник в тему, что даже одногруппникам помогал строить детали на бумаге – от промышленных котлов до городских тепловых сетей. Да и в обычной жизни, говорит, начертательные умения пригодились:

– Нужен был шкаф для дома. Самостоятельно сделал чертеж, заказал распил и собрал. А недавно ремонтировал машину: без труда составил и вырезал из металла нужную мне деталь.

Фундамент знаний

Для некоторых уроки черчения были своеобразной передышкой от математических задач, химических формул и исторических дат. Как, например, для воспитателя Веры Половинкиной. Она так увлеклась предметом, что выбрала его в качестве выпускного экзамена:

– Это был 2001 год. Тогда мы сдавали шесть дисциплин – четыре обязательные и две на выбор. Черчение я знала на отлично. Оно у нас преподавалось в средних классах, а потом я выбрала соответствующую специальность на УПК. У меня была хорошая учительница: она очень интересно вела предмет, поэтому теорию и практику осилить не составляло труда.


Вера вспоминает: школьницей застала еще времена, когда требовалось вручную оформлять на листе даже рамочку для чертежа – определенного размера, определенной толщины – и делать в ней подпись буквами и цифрами нужной ширины и высоты. Как ни странно, это всегда было самым сложным заданием.

Нынешние же школьники уверены: сейчас любые схемы можно создать на компьютере, поэтому в умении изображать детали на бумаге вручную нет острой необходимости. Но учителя школ придерживаются иного мнения. В беседе с нами они неохотно дискутируют на эту тему: не понимают, почему к предмету «черчение» такое неоднозначное отношение. Ведь полученные на уроках знания закладывают фундамент технического образования, логического мышления, воображения, а также помогают лучше разбираться в геометрических задачах.

Преподаватели технических колледжей в свою очередь отмечают, что в процессе обучения сталкиваются с объективной трудностью – слабой школьной подготовкой учащихся в геометро-графической области. Способностью пространственного воображения наделены все, но не у всех оно развито одинаково, и научить этому 17–20-летних учащихся гораздо сложнее, чем школьников.

КОМПЕТЕНТНО

Инна Кастелей, учитель трудового обучения и черчения средней школы № 62 Минска:


– Уроки черчения очень важны для развития пространственного мышления детей, помогают им в освоении некоторых разделов математики и позволяют подготовиться к дальнейшему выбору технических специальностей в средних специальных и высших учебных заведениях. Преподаватели вузов в один голос твердят: студентам, которые приходят к ним учиться, не хватает практики черчения от руки, им сложнее дается компьютерное проектирование. В некоторых учебных заведениях (например, на архитектурном факультете Белорусского национального технического университета и в Минском государственном архитектурно-строительном колледже) абитуриенты в обязательном порядке сдают черчение при поступлении.

Марина БРУЯКО, Виктория ДЕРЖАНОВИЧ

derzhanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter