Книжный навигатор

Такие параллельные миры

Книжный навигатор

Раiса Баравiкова. Кава для дамавiка. Апавяданнi, аповесць. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2013.


Автор этой книги больше известна как поэтесса. Но и проза ее давно нашла читателя, тем более замешанная на безудержной фантазии. Параллельно с привычным, вещественным, будничным миром для героев рассказов Раисы Боровиковой открывается другой. Тот, где прекрасная инопланетянка прилетает за своим возлюбленным, но не может забрать из–за его несовершенства, где профессор встречает в Гольшанах призрак участницы событий времен князя Довмонта, в обычной городской квартире поселяется домовой, а донорское сердце начинает жить чувствами былой владелицы. Уход из профанного света в иное измерение, доступное только избранным, противостояние обывателей, мыслящих категориями сиюминутной выгоды, и идеалистов, устремленных к вечному, странному, опасному, — известный в литературе мотив. Второе направление прозы Раисы Боровиковой — это истории любви. Не те, что в так называемых женских романах, с принцами и Золушками, а те, что случаются в жизни: запутанные, рвущиеся о бытовые проблемы, с предательствами и глупыми недоразумениями. Но какие бы испытания ни постигали героев, при них остается вера в чудо и доброту.


Гайто Газданов. Ночные дороги. Издательская группа «Лениздат», Санкт–Петербург, 2012.


Этого блестящего прозаика стали открывать у нас сравнительно недавно — что неудивительно, он принадлежит к поколению русской эмиграции, заброшенной революционными событиями в Париж. Бунин, да и другие, ценили Газданова наравне с Владимиром Набоковым. В 1990–х в Москве даже создали «Общество друзей Гайто Газданова», цель которого — восстановить справедливость и популяризовать творчество писателя на исторической родине. В его прозе нет определенного сюжета, есть много рефлексий и игра гранями бытия. В эпоху интернета так писать стремительно разучиваются — с вниманием к деталям, с попыткой зафиксировать, проанализировать тончайшие нюансы. Вошедший в этот сборник первый роман сына обрусевшего осетина Газданова «Вечер у Клэр» во многом автобиографичен. Герой — юный гимназист, который на переменах ходит на руках, кадет, тяготящийся казарменным бытием и не скрывающий интеллектуального превосходства над преподавателями, доброволец в армии Врангеля, продолжающий среди крови и грязи оставаться эстетом... Как отозвался критик, он «воспринимает окружающие предметы и окружающих людей посредством весьма нетривиальной душевной оптики; рефлексирует так, как Пьеру Безухову или героям Достоевского и не снилось». В романе «Ночные дороги» Газданов опять опирается на свой опыт: много лет, уже будучи писателем, работал в Париже таксистом, ибо литература не кормила. Ночных парижских бабочек, сутенеров, клошаров автор описывает без брезгливой дистанции, утонченно и иронично, для него это такие же эстетические объекты, как светские господа. Тем более в эмиграции легко переходили из одной категории в другую, и вчерашний лощеный гвардейский офицер сегодня был на подхвате у малообразованной проститутки. Так что, хотя эти романы и относят к бесфабульной прозе, я бы сказала, фабула у них есть: судьба.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

 

Советская Белоруссия №122 (242589). Пятница, 5 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter