Такая нация — бакинцы

Когда они собираются все вместе, а в Радошковичах Молодечненского района сейчас живет двадцать армянских семей, переселившихся из Баку, они негромко поют: “Есть такая нация — бакинцы, говорят...” — В самом деле, какие мы армяне, если языка своего не знаем, — рассказывает о себе Элеонора Саакова. — Зато, если ты родом из Баку, значит, свой, и неважно, еврей ты, русский или армянин. Мы все — бакинцы. Армянского языка Эльвира Грантовна не знает, зато в совершенстве знает белорусский. На этом языке может не только говорить, но и пишет без ошибок.

Когда ее сын Артур, сдавая вступительные экзамены, написал о своем желании сдавать белорусский язык, члены приемной комиссии, обозрев его “кавказскую внешность”, удивились:
— Ты будешь сдавать белорусский язык?
— Ничего удивительного, — считает Элеонора Грантовна. — Сын учился здесь, от первого класса и до последнего. Да и стыдно не знать язык страны, в которой живешь, которая приютила тебя.
Элеонора и Владимир Сааковы, — первые из армян, которые поселились в Радошковичах в далеком теперь уже 1988-м. Уезжали, спасаясь от национального преследования, оставив квартиру и все нажитое, взяв только самое дорогое.
...Однажды утром в Баку она заметила на дверях своей квартиры маленький, начерченный мелом крестик. Удивилась, не поняла: зачем?! Ведь еще вечером ничего не было. Знакомые объяснили: так пометили жилища армян. Скоро будут погромы. Элеонора не поверила вначале: столько лет жили рядом азербайджанцы и армяне, вместе работали, а тут вдруг такое. Но позже друзья из горкома партии, где работала Элеонора, подсказали, что это не слухи, что национальная обстановка накалилась до предела...
Сааковы уехали в ночь, уехали туда, куда удалось взять билет — в Запорожье. Уже оттуда позвонили брату в Минск, не приютит ли. Тот, конечно, не отказал.
В городской квартире брата двум семьям было тесно. В то время в поселке Радошковичи строился новый завод — нужны были работники, была перспектива получить жилье.
— Мы до этого ни разу не были в Беларуси, но выехать хотели именно в православную страну, — вспоминает Элеонора Грантовна. — Я ведь меняла не только место жительства, но и уклад жизни. Отец у меня был академик, я выросла в обеспеченной семье, у нас всегда была домработница — и когда я росла, и позже, когда создала свою семью. Здесь все пришлось начинать с нуля. На кооперативную квартиру денег не было.
Помог отец, который теперь живет в Москве. Вообще наша семья по всему свету разъехалась. Два брата в Украине живут, родители в Москве, мы в Беларуси.
Когда Элеонора стала работать на заводе художественной керамики специалистом в отделе кадров, тогда и изучила белорусский. Курсы окончила с отличием.
Она до сих пор вспоминает первые дни в Радошковичах.
— Мы тогда у хозяйки квартиру снимали, у тети Вали Каминской. Смотрю, а на огороде лебеда появляется. У нас на Кавказе ни одна травка не пропадает, за каждой из них мы ездили на рынок, все покупали, ту же лебеду. Я у тети Вали спрашиваю: “Можете мне лебеды продать?” Она посмеялась: “Да бери сколько хочешь. Мы ее выбрасываем”. А вечером приходит к нам в комнату, приносит огурчики с огорода, помидоры, свежую картошку, лучок и сало: “Если вам, доченька, — говорит, — есть нечего, то я вам подсобить могу. У нас же все свое”. Мы потом долго смеялись, когда ели мои пирожки из лебеды и мокрицы. Вкуснота! Но в этом вот поступке тети Вали — вся доброта и гостеприимность белорусов. Сколько раз она потом нас выручала.
Теперь Элеонору Саакову в Радошковичах знают многие. Эта кареглазая смуглая женщина мягко и ненавязчиво вошла в жизнь рабочего поселка. Сейчас она работает директором недавно построенного центра культуры и отдыха. По вечерам в этот центр прибегают дети — учатся шить и вязать, делать замечательные корзины, которые ставят на свадебный стол, берут с собой, когда идут в сваты; а на расписном подносе радошковичские девушки приносят свадебный наряд.
Элеонора знает и соблюдает православные свадебные обряды, делающие торжество памятным и знаменательным. Потому для каждой пары она придумывает что-то оригинальное: то сплетет из ленточек яркие красивые сердечки, то по-особенному украсит автомобили свадебного кортежа. И учит девочек этикету — в центре отдыха для этого работает специальный кружок “Чараўнiца”. Клуб “Гаспадыня” собрал молодых хозяек — делятся между собой секретами домоводства.
Элеонора Грантовна — чрезвычайно увлеченный своим делом и тонко чувствующий красоту человек. Именно это помогает ей, инженеру-механику по образованию, работать в учреждении культуры. Не потому, что так случилось, а потому, что работа эта ей очень нравится.
— Этим просто надо однажды заболеть и никогда не вылечиться, — говорит она. Теперь в центре культуры Элеонора пропадает даже в выходные. А заработанную премию решила употребить на общее дело — чтобы в центре культуры появился наконец компьютер.
Сааковы были первыми. Теперь в Радошковичах живет 20 семей “бакинцев” — армяне, азербайджанцы, лезгины. Когда собираются вместе, не делят себя по национальностям. Здесь живут родственники Элеоноры и ее мужа Владимира. У каждого из них есть работа, жилье и спокойное, доброжелательное отношение односельчан. Это, считает Элеонора Саакова, и стало главным, когда они с мужем советовали родственникам поселиться здесь. Здесь, в Радошковичах, сделал первые шаги внук Владимира и Элеоноры — Роман. Мальчику полтора года, и он уже пробует разговаривать. Смешно тыча пальчиком в белых красивых птиц, которых сделали на кружке в центре культуры ребята, объясняет:
— Аист.
Познание мира начинается для армянского мальчугана с белорусской действительности и белорусской природы.
Элеонора очень сожалела, что не смогла угостить меня ее фирменным “хулиганским” вареньем и фирменными булочками с лебедой и мокрицей — не сезон... Зато охотно поделилась рецептом этого блюда и любимой в Радошковичах пахлавы.

Пахлава Яичные желтки растереть, взбить с сахаром, добавить немного сливочного масла и муки, чтобы получилось густое тесто. Тесто делят на несколько частей — чем больше, чем лучше, и оставляют в холодном месте. Пока тесто стоит в холодильнике, грецкие орехи пожарить, яичные белки растереть и взбить с сахаром, соединить с орехами. Раскатать тонкий слой теста, положить начинку, потом следующий слой теста, прокатать, и так несколько слоев, обычно шесть. Сверху украшают целыми ядрышками орехов. Выпекают пахлаву в духовке недолго — 25—30 минут.
Пирожки с лебедой и мокрицей Лебеду, мокрицу, щавель, листья свеклы, кинзы, зелень лука и укропа помыть, высушить на полотенце, мелко порезать и добавить по вкусу соль, перец, чуточку подсолнечного масла. Тесто замешивается из муки, воды и соли. Потом его раскатывают на тоненькие лепешки, внутрь кладут начинку из зелени и формуют большие пирожки, примерно 15—20 сантиметров в длину. Пирожки выпекают в духовке на абсолютно сухом противне, переворачивая несколько раз.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter