Так приручают реки

За полтора месяца мини-ГЭС выработала более 100 тысяч киловатт-часов электроэнергии. Через Брестчину проходит уникальная транспортная артерия. Это 246-й рукотворный канал, который более двухсот лет тому назад соединил бегущие в разные стороны Пину и Мухавец. Сегодня на этой речной дороге стоят 12 гидроузлов. Для поддержания жизнедеятельности канала на них ежегодно сбрасываются сотни миллионов кубометров воды. Примерно лишь три процента ее объема, заряженные энергией падения на плотинах, могут использоваться для шлюзования судов. Несколько лет тому назад директор РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Иван Киевец и его единомышленники взялись за осуществление своей давней мечты — приручить эту энергию и заставить работать на человека. В прошлом году мечта осуществилась: было положено начало проекту создания на Днепро-Бугском канале сети малых гидроэлектростанций. В сентябре прошлого года электричество стала давать ГЭС, построенная на гидроузле № 1 «Дубой». Прошлогодним летом именно отсюда стартовала яхта «Газета «Рэспублiка», прошедшая через Полесье Брестской и Гомельской областей. Уже тогда, еще до запуска плотины, было известно, что ее мощность превысит 300 кВт, а работать она сможет круглый год, обеспечивая электричеством гидроузел и три близлежащих сельскохозяйственных предприятия. В том, что экономический прогноз оказался верным, автору этих строк удалось убедиться воочию, побывав на днях на гидроузле «Дубой» в составе представительной деловой делегации. В нее вошли заместители председателей райисполкомов Брестской области, которых пригласил сюда заместитель председателя Брестского облисполкома Николай Кривецкий, ведающий вопросами энергетики. На снимке: малая ГЭС «Дубой».

За полтора месяца мини-ГЭС выработала более 100 тысяч киловатт-часов электроэнергии.

Через Брестчину проходит уникальная транспортная артерия. Это 246-й рукотворный канал, который более двухсот лет тому назад соединил бегущие в разные стороны Пину и Мухавец. Сегодня на этой речной дороге стоят 12 гидроузлов. Для поддержания жизнедеятельности канала на них ежегодно сбрасываются сотни миллионов кубометров воды. Примерно лишь три процента ее объема, заряженные энергией падения на плотинах, могут использоваться для шлюзования судов.

Несколько лет тому назад директор РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Иван Киевец и его единомышленники взялись за осуществление своей давней мечты — приручить эту энергию и заставить работать на человека. В прошлом году мечта осуществилась: было положено начало проекту создания на Днепро-Бугском канале сети малых гидроэлектростанций. В сентябре прошлого года электричество стала давать ГЭС, построенная на гидроузле № 1 «Дубой». Прошлогодним летом именно отсюда стартовала яхта «Газета «Рэспублiка», прошедшая через Полесье Брестской и Гомельской областей. Уже тогда, еще до запуска плотины, было известно, что ее мощность превысит 300 кВт, а работать она сможет круглый год, обеспечивая электричеством гидроузел и три близлежащих сельскохозяйственных предприятия. В том, что экономический прогноз оказался верным, автору этих строк удалось убедиться воочию, побывав на днях на гидроузле «Дубой» в составе представительной деловой делегации. В нее вошли заместители председателей райисполкомов Брестской области, которых пригласил сюда заместитель председателя Брестского облисполкома Николай Кривецкий, ведающий вопросами энергетики.

Строительство современных гидроузлов повысило прикладное значение водного пути, который могут использовать в своих целях не только транспортники, но и мелиораторы, строители, организаторы туризма. Энергетика — одна из самых перспективных сфер деятельности. В этом отношении экскурсия в Дубой была и поучительной в свете неудачной попытки ввода в строй малой ГЭС на реке Щаре в Барановичском районе. Оказалось, что тендерный конкурс на поставку оборудования для гидроэлектростанции в Дубое выиграла та же самая российская фирма, что подрядилась заняться этим делом и под Барановичами. Но пинчане, глубоко проанализировав предложение россиян, заподозрили неладное и вовремя отказались от их услуг, отдав предпочтение совместному белорусско-российскому предприятию «Промышленный союз «Энергия». Невыполнение тендерных условий привлекло к предприятию «Днепро-Бугский водный путь» внимание государственных контролеров. Пришлось отчитываться за то, почему они решили осваивать около полутора миллиардов рублей, выделенных на строительство ГЭС, при помощи земляков, а не зарубежных исполнителей.

Правильность решения пинчан подтвердила жизнь. Дубойская ГЭС уже год работает, а барановичские энергетики до сих пор судятся с российскими поставщиками из-за невозможности привести в действие поставленное оборудование.

Кстати, в комиссию по оценке сложившейся из-за этого ситуации на реке Щаре вошел и начальник проектно-изыскательского отдела РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Василий Подгурский, у которого я поинтересовался, почему Дубойская ГЭС не работала минувшей зимой вопреки заявлениям о возможности ее круглогодичного функционирования.

Руководитель пояснил, что на производственную мощность мини-ГЭС влияет уровень перепадов воды по обе стороны плотины в Дубое. Максимально она достигала в минувшем году 2,6 метра, чего вполне хватало для вращения лопастей трех турбин и приведения в действие генераторов мощностью по 110 кВт каждый. Но поздней, дождливой осенью и мягкой зимой с аномальным паводком, этот перепад по причине повышения уровня естественного водотока порой приближался к нулю, и турбины останавливались. В результате ГЭС эффективно работала в общей сложности только 4 600 часов. И тем не менее результаты впечатляют. За полтора месяца она выработала более ста тысяч киловатт-часов электроэнергии. Если учесть, что средний СПК ежемесячно потребляет примерно 30 000 киловатт-часов, то можно уверенно говорить о ее возможности при нормальных погодных условиях обеспечивать электричеством три хозяйства.

Для того чтобы эта зависимость была минимальной, в Дубое продолжают поиск по совершенствованию гидросистемы, вырабатывающей ток. Совместно со специалистами «Энергии» экспериментальным путем определяется самый оптимальный угол наклона лопастей турбин, от которого, как оказалось, зависит эффективность их вращательного движения. Изыскиваются наиболее приемлемые в финансовом отношении способы усилить мощность трех гидрогенераторных установок за счет приобретения современных редукторных систем. Мини-ГЭС в Дубое может стать, по мнению Василия Подгурского, научно-экспериментальной базой, работающей на развитие малой энергетики всей республики.

Днепро-Бугский водный путь в этом отношении для республики поистине бесценен. Ведь здесь не надо начинать строительство объектов малой энергетики с нуля. Гидроэлектростанции можно возводить на бетонной основе уже построенных новых шлюзов, как это произошло в Дубое. Примерно такая же мини-ГЭС уже почти возведена под Кобрином. Здесь нет необходимости тратиться на создание нужной инфраструктуры. Подъездные дороги, вспомогательные здания, линии коммуникаций — все это на объектах речников уже есть. Нет нужды и в людях. ГЭС в Дубое, например, обслуживает всего лишь один из электриков гидроузла.

К 2015 году, когда этот проект на Днепро-Бугском водном пути будет завершен, мини-ГЭС смогут обеспечивать электроэнергией целый район со среднестатистическим промышленным и сельскохозяйственным потенциалом. Осуществлению этой идеи поможет и предусмотренное на границе с Украиной в Дрогичинском районе строительство водохранилища площадью около 800 гектаров. Это намного снизит погодную уязвимость малой энергетики на Брестчине и повысит ее вклад в общую энергосистему страны.

На снимке: Василий Лущицкий записывает показания по выработке электроэнергии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter