В этом году исполнилось ровно 15 лет, как НАТО начало бомбить бывшую Югославию

Так прибили Югославию

В этом году исполнилось ровно 15 лет, как НАТО начало бомбить бывшую Югославию...

В этом году исполнилось ровно 15 лет, как НАТО начало бомбить бывшую Югославию, причем агрессия эта была осуществлена без согласия Совета Безопасности ООН. За 78 дней бомбардировок погибли около двух тысяч сербских граждан. А вообще же за прошедшие годы стало известно о множестве преступлений против сербского народа. Подсчитан каждый выпущенный снаряд, известно, сколько ими было разрушено предприятий, электростанций, зданий, мостов и школ... Общий ущерб эксперты насчитывают в размере до 100 млрд. долларов. Казалось бы, что еще страшнее может быть добавлено к этому скорбному списку потерь...


Увы, через 15 лет для сербов самое страшное только начинается. Потому что в этом году завершается так называемый латентный период и наступает пик заболеваний вследствие воздействия радиоактивных материалов.


Югославию бомбили бомбами с обедненным ураном. Пусть это кому–то очень трудно признавать, но в данном случае признания не требуется. Последствия говорят сами за себя.


Сербия держит ужасные рекорды по росту заболеваний раком в Европе. Председатель Общества Сербии по борьбе с раком Слободан Чикарич утверждает, что в 2014 году как минимум 40 тыс. граждан Сербии заболеют каким–то видом рака именно из–за того, что латентный период завершен и радиоактивное воздействие даст о себе знать.


Впервые появление «балканского синдрома» всполошило весь мир в 2000 году, через год после бомбардировок, когда итальянские солдаты, вернувшиеся с войны в Югославии, начали умирать от рака. Вначале на Западе не хотели признавать этот факт, но уже в докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2001–м появилась первая информация о местах, где применялись боеприпасы с обедненным ураном. Впрочем, информация эта была без выводов. А когда Сербия подала в гаагский трибунал иск по этому поводу, ей отказали.


Тем не менее очень скоро международные и сербские эксперты подтвердили применение БОУ — боевых отравляющих веществ.


Что это означает для жителей Сербии? Не заживающую до сих пор рану. И эта рана с каждым годом начинает расширяться. Об этом рассказывается в статье, опубликованной на сайте «Сербия сегодня», которую мы публикуем с небольшими сокращениями.


Урановые объятия НАТО


В ходе бомбардировок авиацией НАТО Югославии в 1999 году использовались, как известно, снаряды и бомбы, начиненные обедненным ураном, который остается как побочный продукт при изготовлении ядерных зарядов и топлива для АЭС, а используется в различных боеприпасах для усиления их проникающего действия. Боевое применение урана чревато двумя последствиями — химическим и радиологическим поражением, период его полураспада составляет 4,5 миллиарда лет. Самое опасное для человека и окружающей среды заключается в том, что при взрыве снаряда с обедненным ураном сам уран переходит в мельчайшие частички — высокотоксичный аэрозоль. Взвешенные в воздухе частицы свободно разносятся ветром на широкие пространства.


Всего в ходе бомбардировок НАТО на Югославию было сброшено 15 тонн обедненного урана. Эти 15 тонн превратились в радиоактивную пыль, которую ветер разнес по всем Балканам, заразив почву, воздух, растения и животных. Эта токсично–радиоактивная пыль останется здесь навсегда, достигнув максимального пика радиоактивности только через 100 лет.


За прошедшее с тех пор время уран начал проявлять себя в полной мере. Так, в период с 2001 по 2010 г. число заболеваемости карциномой увеличилось на 20%, а смертность от раковых заболеваний — на 25%. Председатель Общества Сербии по борьбе с раком профессор С.Чикарич в соавторском сенсационном исследовании «Преступления в войне — геноцид в мирное время», опубликованном в декабре 2012 г., называет непосредственной причиной массовых раковых заболеваний снаряды и бомбы с обедненным ураном, применявшиеся авиацией НАТО.


Забывать нельзя


Первый советник посольства Республики Сербия в Минске Властимир Джуричанин в беседе со мной рассказал, что сербы всегда будут напоминать об этой трагедии. И помнить тех, кто проявил с ними солидарность.


— Господин Джуричанин! Президент Беларуси посещал вашу страну как раз во время натовских бомбардировок. Так что, получается, это наши общие переживания... Скажите, какие самые страшные последствия той трагедии и какие потери — людские, материальные, психологические — вы считаете самыми тяжелыми?


— Самое страшное — погибли до 2.000 человек. Самые трудные — это психологические последствия, которые и сегодня имеют влияние на наших граждан. И, конечно же, огромный урон нанесен здоровью наших граждан. Потому что сбрасывали бомбы с ураном.


— Скажите, но ведь это был спорный когда–то вопрос. Сербия подала в гаагский трибунал иск против стран, бомбивших Югославию. И ей отказали. Почему?


— Мне это трудно объяснить. Может быть, им трудно признать, что тогда они ошиблись.


— И может быть, еще и потому, что альянсу пришлось бы выплачивать жертвам огромные компенсации?


— Знаете, наш президент, выступая в ООН, сказал так: я не жалуюсь и не требую компенсаций в классическом смысле. Но я всегда буду напоминать им об обязательствах восполнять нам потери, причиненные гражданским предприятиям и экономике в целом. Международное сообщество может только исправить историческую ошибку, если оно поможет Сербии облегчить последствия бомбардировок и восстановить поврежденную инфраструктуру, урон в экономике и других сферах жизни.


— Урановые бомбардировки — этот факт уже общепризнанный? Их признают страны НАТО?


— Кто-то признал, кто–то нет. Независимо от того, признают или нет, это известно уже, что урановые бомбы сбросили и сколько их сбросили. И есть последствия, которые чувствует наш народ. В основном все такие места известны, и сербы говорят об этом открыто. Об этом никто не может забыть.


— Как–то так совпало, что сегодня белорусская делегация в Сербии находится сразу после пережитого вашей страной наводнения. Тогда была одна беда, теперь другая. Но я думаю, это не помешает разговору о будущем?


— Нам ничто не может помешать. Мы очень хорошо знаем, как Беларусь нам помогла. И это служит доказательством, как Минск относится к Белграду, и может быть только положительным моментом для сегодняшней встречи.


— Спасибо за беседу!

 

romanova@sb.by

 

Советская Белоруссия №109 (24492). Четверг, 12 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter