Так ли хорошо там, где нас нет?

Все последние годы оппозиция пытается доказать, что у нас, в Беларуси, избран ошибочный социально-экономический курс.
Все последние годы оппозиция пытается доказать, что у нас, в Беларуси, избран ошибочный социально-экономический курс. Что мы отстаем от соседей, совершивших "рыночный прорыв". Но если отбросить эмоции и взять главный макроэкономический показатель, характеризующий динамику развития любой страны, - темпы прироста валового внутреннего продукта, то становится очевидной абсурдность такого вывода: за минувшее пятилетие показатель этот у нас выше, чем у соседей. Какие же тогда аргументы приводит оппозиция, чтобы доказать наше "отставание"? Чаще всего один: в Беларуси ниже уровень жизни.

Для такого сравнения оппозиция выбрала самые, по утверждению ее идеологов, убедительные адреса. Эталонами, примерами, которые должны оттенить "отставание" Беларуси, объявлены Литва и Польша. Уровень жизни там, пишет оппозиционная пресса, "уже сегодня несопоставим с белорусским". В броских заголовках и "аналитических" статьях приводятся "впечатляющие" цифры и сравнения: зарплата в Литве - 280, в Польше - 370 долларов (втрое-вчетверо больше, чем в Беларуси!). Карта, скажем сразу, не в масть. Потому что размер зарплаты без учета других социально-экономических факторов не отражает реального уровня жизни.

Возьмем простейшую бытовую ситуацию. Допустим, некто Йозас, живущий в трехкомнатной вильнюсской квартире вместе с женой и двумя детьми, заработал за неделю (при пересчете на валюту США) 70 долларов, а минчанин Янка, находящийся в схожих жилищно-семейных условиях, - 25. Своего, почти втрое большего, чем у Янки, заработка Йозасу не хватит даже для оплаты жилищно-коммунальных услуг, которые превышают 100 долларов в месяц. У Янки, наоборот, после вычета квартирных расходов остается еще около 20 долларов на другие нужды.

Попытка сравнением заработков доказать, что в какой-то стране уровень жизни значительно выше или ниже, - некорректна. Это - манипуляция, а точнее - обыкновенный подлог, применяющийся в чисто пропагандистских целях. Он рассчитан на то, что не каждый станет углубляться в проблему, а "стреляющие" с газетных полос цифры заработков останутся в сознании и утвердят в мысли, которую хочет внушить пропагандист.

Потому так важно установить истину.

Для начала возьмем анализ, проведенный на основе официальной статистики по состоянию на январь 1999 года. Именно тогда разница в заработках была особенно велика. Средний заработок в Литве составил 270 долларов, в Беларуси - 35. И один из функционеров оппозиции, вернувшись в то время из Вильнюса, не смог сдержать нахлынувших эмоций - разразился статьей под директивным заголовком "Что нам, белорусам, надо сделать, чтобы жизнь пошла так же ладно, как у литовцев". Одумайтесь, дорогие сябры-земляки, всем духом статьи он взывал: если хотите вместе с литовцами кататься как сыр в масле - меняйте курс. Естественно, и проводящую этот курс власть, в первую очередь - Лукашенко.

Так вот, элементарный анализ официальных данных статистики показал, что никаких, даже самых мизерных, оснований для оппозиционного восторга не было. Судите сами. Подоходный налог на среднюю зарплату в Литве составлял тогда 24%, в Беларуси - 9. Значит, у Йозаса вычли 64,8 доллара, у Янки - 3,2. За квартиру и коммунально-бытовые услуги Йозас заплатил 100 долларов, Янка - лишь 3,5. Добавим транспортные расходы. В семье Йозаса они достигли 20 долларов, в семье минчанина Янки - чуть больше 2.

В итоге у литовца осталось 85 долларов, у белоруса - 27. А дальше - цены все окончательно расставляют по местам. За килограмм ржаного хлеба литовец платил тогда 0,55 доллара, белорус - 0,05, за килограмм пшеничного - меньше в 5 раз. Литр молока 2,5-процентной жирности обходился литовцу в 8,8 раза дороже, чем белорусу; килограмм сметаны - в 9; творога - в 8,3; колбасы вареной - в 6 раз; говядины - в 4,1 раза дороже! Уже по этому перечню видно, что цены на самые необходимые продукты в Литве были выше в 6 - 7 раз. Так что оставшееся после уплаты налога, жилищно-коммунальных и транспортных услуг и затрат трехкратное преимущество было дважды "съедено" ценовым фактором.

Для большей ясности посчитаем, что могла семья Йозаса купить на оставшиеся у него 85 долларов. Хлеба (при ежемесячно потреблявшихся тогда в Литве 11,25 кг на человека) - 45 килограммов. Если это был более дешевый, ржаной хлеб, Йозас выложил бы за него 25 долларов. Молока и молочных продуктов (при потреблявшихся тогда литовцами 21 кг в месяц на человека) - 84 килограмма. С учетом масла, творога, сметаны (по самым низким нормам - 20 граммов каждого из этих продуктов в день на душу) это обошлось еще в 51 доллар. На остальные 9 долларов он мог купить 3,5 кг мяса и вареной колбасы. По 875 граммов каждому. На целый месяц. И все. На сахар, картофель, овощи, фрукты, чай, кофе, а тем более на одежду и обувь, не говоря уже о культурно-массовых мероприятиях, не оставалось ни цента. При зарплате, в 8 раз меньшей, чем в Литве, жизненный уровень белоруса Янки был выше, чем литовца Йозаса. Такая ситуация была характерна не только для работающих, но и для пенсионеров.

С тех пор минуло больше двух лет. Оппозиционные лидеры и обслуживающие их СМИ продолжают разыгрывать все ту же затрепанную карту. Используется прежний "козырь" - разница в заработной плате. Правда, он подкреплен новой аргументацией: в Беларуси выросли цены, и сейчас, утверждают оппозиционные вояжеры, в Литве продукты дешевле белорусских.

Да, цены в Беларуси выросли. Но поднялась и зарплата. В итоге реальные денежные доходы населения за прошлый год и первое полугодие нынешнего увеличились почти на 40 процентов. Это во-первых. Во-вторых, основные продукты питания в Литве по-прежнему дороже белорусских. Хлеб, например, - вдвое, масло сливочное - в 1,8 раза, молоко - на 17%, мука - втрое, сахар - на 23%, свинина - на 10, картофель - на 30, яйца - на 15%. Так что "критики", мягко говоря, искажают картину.

Какова же она сейчас в действительности?

Начисленная среднемесячная заработная плата работников составляет в Литве 260,3 доллара, в Беларуси - 90. После уплаты налога (на средний заработок в Литве он равен сейчас 27 процентам, то есть 70 долларам), жилищно-коммунальных и транспортных расходов у Йозаса останется около 80 долларов. У Янки - 72. Естественно, он может купить продуктов питания гораздо больше, чем житель Литвы.

Средняя пенсия в Литве - 76 долларов, в Беларуси (за июнь 2001 года) - 35. За жилье, коммунальные (при однокомнатной квартире) и транспортные услуги литовец отдаст почти половину пенсии, белорус - около четырех долларов. И на оставшуюся сумму сможет прожить куда лучше своего литовского ровесника.

Не станем приводить более подробных расчетов. Назовем "натуральный" показатель, достаточно точно свидетельствующий об уровне жизни. Вот таблица, составленная на основе официальных статистических данных.

Разница, как видим, существенная. Но тут есть еще одно обстоятельство, исключительно важное для понимания проблемы. Среднедушевое потребление продуктов в Литве с 1990 года упало намного больше, чем в Беларуси. В итоге Литва, которая в 1990 году по уровню потребления опережала Беларусь, в результате радикальных реформ отстала от нее.

Конечно, при всей первостепенной важности показатель потребления продуктов не может полностью характеризовать уровень жизни. Нужны ведь и товары промышленного производства, и объемы разнообразных услуг. Есть обобщенный показатель, который отражает уровень жизни с учетом названных выше факторов, - среднемесячная заработная плата, рассчитанная по паритету покупательной способности.



Потребление на душу населения в 2000 году (в кг)

Беларусь Литва

Мясо и мясопродукты 59 49

Молоко и молокопродукты 295 190

Яйцо (штук) 224 160

Сахар 34,7 20,5

Овощи и бахчевые 89 83



В международной практике определяется, сколько товаров и услуг можно приобрести на среднемесячную зарплату, полученную в национальной валюте той или мной страны, на ее внутреннем рынке. Например, на зарплату в белорусских рублях у нас, в литах - в Литве. А затем рассчитывают, сколько долларов за эти товары нужно уплатить в Соединенных Штатах Америки. Таким способом вычисляют реальный размер средней заработной платы в долларах США для любой страны.

Так вот, в мае этого года среднемесячная заработная плата, рассчитанная по паритету покупательной способности, составила в Литве эквивалент 598 долларов США, в Беларуси - 659, т.е. выше на 8,7%. Ну а средняя пенсия, пересчитанная по паритету покупательной способности, в Литве составила 176 долларов, в Беларуси 268. В полтора раза больше!

Вот и вся цена "аргумента" о том, что в Литве живут лучше, чем в Беларуси.

А как же с другим "эталоном", который ставится нам в укор и пример, - с польским? Может быть, там действительно уровень жизни неизмеримо выше, чем у нас? Об этом ведь без устали говорит и пишет вся оппозиция. А ее активисты даже в предвыборном обращении к белорусскому народу в качестве образца для нашей страны назвали Польшу.

Чем же аргументировали они свой тезис? Все тем же: в Польше зарплата 370 долларов, а у нас, в Беларуси, она во много раз меньше. Но обратимся к показателю, более объективно отражающему жизненный уровень, - показателю потребления основных продуктов питания.

Три года назад, когда наша оппозиция стала вовсю раскручивать польский опыт строительства "зажиточного общества", в самой Польше было проведено так называемое обследование дворов. Мероприятие, позволяющее с большой точностью определить степень "зажиточности". За годы "трансформации", то бишь строительства "зажиточного общества", пришли к выводу польские исследователи, "потребление многих основных продуктов питания заметно снизилось". По данным государственной польский статистики, среднедушевое потребление молока и молокопродуктов в стране по сравнению с 1990 годом упало с 392 килограммов до 198, сахара - с 44 до 42 килограммов.

А теперь сравним с Беларусью. Потребление молока и молокопродуктов у нас в расчете на душу населения - 250 килограммов. Почти в полтора раза больше, чем в Польше. Житель Беларуси больше потребляет яиц, почти столько же хлебных продуктов, как и житель Польши. Лишь на 10% отстает по потреблению мяса и мясопродуктов. В целом же с учетом всего перечня продуктов уровень потребления в Беларуси сопоставим с польским. Никакого "прорыва" Польша не сделала, никакого "разительного", как о том с ликованием сообщает оппозиция, преимущества перед Беларусью по уровню потребления продуктов не имеет.

Это - по усредненному показателю. Без учета важнейшего социально-экономического фактора, трансформировавшего жизнь польского общества. За годы радикальных рыночных реформ там произошло, как известно, резкое имущественное расслоение. И средние данные по стране, как и средняя температура по госпиталю, не отражают трагического положения миллионов семей. Если "раскинуть" съеденные продукты по конкретным душам, то получается, что уровень потребления большинства поляков ниже, чем зафиксировано в средних показателях.

У нас, в Беларуси, такого резкого имущественного расслоения нет. Согласно Глобальному отчету о человеческом развитии за 2001 год, подготовленному независимыми экспертами по заказу ООН, Беларусь занимает второе место в мире по показателю равенства доходов или потребления. Это значит, что средний показатель потребления отражает его уровень для подавляющего большинства народа. В Польше - наоборот. Существенный момент, который вносит корректив в пользу Беларуси.

Другой, не менее важный корректив - постоянная армия безработных, сформированная польскими реформами. Сейчас она, как сообщил в интервью "Белорусской газете" экс-министр финансов Польши, профессор Гжегож Колодко, достигла 18,2%. Три миллиона трудоспособных граждан! Даже мизерного пособия, на которое трудно прожить, большинство их, как свидетельствует польская пресса, не получает.

"Очередной год регресса в строительстве жилья и значительного роста цен на него... Необходимо около двух миллионов жилищ для семей, не имеющих своего жилья, и полмиллиона для семей, попавших в фатальное положение... Снижение расходов на охрану здоровья сказывается на ситуации в обществе. Особенно ухудшилось положение стариков - это результат ограничения доступа к лекарствам в связи с огромным ростом цен..." Это лишь некоторые выдержки из польской прессы.

Нелишне, думается, напомнить, что Запад предпринял колоссальные усилия, чтобы превратить Польшу в витрину "либерально-рыночного эксперимента". На организацию ее "расцвета" были брошены 70 миллиардов долларов. Но ни этот гигантский вброс средств, ни списание 30 миллиардов долларов долга не превратили "экспериментальную витрину" в цветущий сад.

Польская пресса свидетельствует, что за годы либеральных реформ произведена тотальная распродажа зарубежным корпорациям целых отраслей промышленности - табачной, деревообрабатывающей, мебельной, бумажной, инструментальной, автомобильной. Вдобавок ко всему ликвидировано более половины текстильных фабрик, за мизерную, "смешную" цену (порой в 0,5% стоимости) проданы иностранцам крупнейшие предприятия вроде сталелитейного гиганта "Варшава". Размер иностранного капитала в польских банках уже давно перевалил за критическую для любого самостоятельного государства планку. Сотни тысяч поляков из своей страны "экономического чуда" выехали на заработки в западные страны и, по выражению польской печати, "оказались холопами на стройках".

Даже в таком важнейшем для благосостояния вопросе, как строительство жилья, Польша оказалась отброшенной далеко назад. По сравнению с 1990 годом ввод его (в кв. метрах на 1.000 населения) уменьшился в 1,4 раза, по числу построенных на 10.000 человек квартир - в 1,7 раза. Если в Беларуси сейчас на 1.000 населения вводят 291 кв. метр жилья, то в Польше - лишь 195. В полтора раза меньше.

Суммировав приведенные факты, нетрудно понять, что оппозиция опять-таки, как и на примере с Литвой, выдает желаемое за действительное. И что реальный уровень жизни в Польше не выше, а по многим параметрам - ниже, чем в Беларуси.

* * *

Итак, подведем итог. Попытка оппозиции внушить обществу, что у нас живут хуже, чем в радикально реформированных Польше и Литве, - тщательно разработанная пропагандистская подделка, рассчитанная на то, чтобы вызвать у людей сомнения в курсе, который проводится руководством республики, и массовое недовольство, особенно среди молодежи.

Правда заключается в том, что средняя зарплата жителя Беларуси в 90 долларов обеспечивает покупательную способность не меньшую, чем средняя месячная зарплата жителя Польши в 370 долларов, и на 15 процентов большую, чем средняя месячная зарплата жителя Литвы в 260 долларов. А средняя зарплата в 100 долларов, уже практически достигнутая в Беларуси, по реальной покупательной способности выше той, что достигнута в Литве при 260-долларовой зарплате, на 28 процентов.

Сегодня, когда подходит к финишу избирательная кампания, очень важно, чтобы люди могли отличать правду от пропагандистских клише, изготовленных в кустарных мастерских некоторых оппозиционных политиков.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter