Так где собака зарыта?

Полюбить и приласкать или съесть и облизнуться? Для многих китайцев такой дилеммы не существует: или ты относишься к собакам как к домашним любимцам, или ты их ешь...

Полюбить и приласкать или съесть и облизнуться? Для многих китайцев такой дилеммы не существует: или ты относишься к собакам как к домашним любимцам, или ты их ешь.


Тема, конечно, рискованная. Помню, как несколько лет назад меня саму чуть не поджарили защитники животных за признание на подобную ресторанную тему. Сегодня не обо мне речь — о том, что в Китае армия защитников прав животных прирастает с каждым днем. Правда, количество людей, к данной теме равнодушных (это если мягко сказать), тоже не уменьшается. «Почему вы считаете, что собак нельзя есть? — удивляется таксист. — Мои бабушка и дедушка ели, родители ели, я с детства ем, кто сказал, что нельзя? Что в них такого, что мешает есть их мясо? Тем более что собак выращивают на специальных фермах, вы же едите свинину или говядину? А чем они принципиально от собак отличаются?» Действительно, с этой точки зрения собака от свиньи отличается не слишком. Пару лет назад я была в подземном мавзолее Яньлин недалеко от древней китайской столицы Сианя. Этот мавзолей — захоронение императора Лю Ци, правившего страной в 3 в. до н.э. Это было время процветания — без войн и с богатым урожаем. Доказательства — в тучных стадах глиняных животных, которые должны были пойти на стол императору в загробном мире. Так вот, наряду со свиньями, овцами и коровами там были и собаки. Так что китайской традиции есть собак действительно несколько тысячелетий, поэтому многие и не понимают возмущения тех, кто в иной традиции воспитан.


Только давайте сразу уточним: когда окажетесь в Китае, не стоит голодать и ограничивать себя западным фаст–фудом из боязни случайно съесть в ресторане «что–нибудь этакое». В Пекине и Шанхае собачатину вообще практически не едят — нет такой традиции. А там, где есть (на северо–востоке, поближе к корейским границам), это делают в специализированных ресторанах и чаще всего сезонно — в основном зимой. У нас, чтобы согреться, пьют водку, а китайцы с корейцами собак едят. Вот такая разница культур...


Недавно весь Пекин был взбудоражен историей, как группа защитников прав животных почти сутки на скоростной трассе пикетировала грузовик, транспортировавший собак. В результате 15–часового противостояния 520 животных были спасены — защитники заплатили за них выкуп: 115 тыс. юаней (более 17 тыс. долларов США). Но, думаю, рестораны Чанчуня (именно в этот город, кстати, побратим Минска, направлялся грузовик) страдали недолго: свято место в меню пусто не бывает.


Другой вопрос, что эта история всколыхнула общественность, которая, как водится, разделилась на несколько лагерей. Самый многочисленный, как ни удивительно это может показаться нашим читателям, — противники этой акции. Из семи тысяч опрошенных одним сайтом 69% ее осудили. Не потому, что им не жалко собак, а потому, что в ситуации «нет ничего противозаконного». Законов не нарушил ни водитель грузовика (у него были все необходимые документы, и он вез животных, выращенных на специальных фермах), ни те, кто ожидал этот груз в Чанчуне. А вот те, кто за живой груз боролся, — да, им можно предъявить обвинение хотя бы в нарушении общественного порядка (но делать этого полиция не стала). Но самый главный вопрос, которым сейчас задаются: может быть, эти 115 тыс. юаней было лучше отдать нуждающимся людям, чем потратить на спасение собак, с которыми сейчас не знают что делать? Не хватает денег на их содержание, кормление и лечение.


Как всегда в таких случаях бывает, появились экстремисты — люди, которые доводят идею до экстрима, а то и до абсурда. Чжу Гуанбин, работник отдела кадров одной ювелирной компании из Гуанчжоу, написал в своем микроблоге, что начиная с   1 июня будет убивать по одной собаке в день в знак протеста против того, что деньги пошли на собак, а не, например, на стипендии бедным студентам. С его точки зрения, это принесло бы куда больше пользы обществу — и спорить с этим трудно. Но это его заявление, несмотря на сочувствие бедным студентам, вызвало такой шквал возмущения (одно дело — есть специально для этого выращенных животных, а другое — убивать чьих–то любимцев), что он и от идеи прилюдно отказался, и с работы уволился. Но пообещал, что и впредь будет бороться за идею, что люди важнее животных. Так что вопросов по–прежнему много.


Ведь если вы любите, например, фуа–гра, вам тоже должно быть стыдно: гуси страдают при жизни, когда на специальных фермах их принудительно кормят, чтобы они заработали ожирение печени, которую люди считают деликатесом. А китовое мясо? А коррида? Вопросы, вопросы...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter