Так дерзать!
05.06.2012
Все интересное — просто
Впрочем, изобретатели со стажем настроены скептически: не могут дети придумать что–то новое по той простой причине, что знаний у них недостаточно. Но в том–то и дело, что идеи подростков нередко оказываются простыми до гениальности. Всего–то год назад Дима Лазовик из Глусского района улыбался со страниц газет, демонстрируя свою разработку — косилку на шагающих колесах с механизмом самовытаскивания. Изобретательный детский ум помог сконструировать устройство, которое позволяет косить траву в очень сложных условиях, например, на болотистых почвах. Не уступает Диме и восьмиклассник Костя Гринкевич из Минска, который в прошлом году на конкурсе Союзного государства «Таланты XXI века» покорил жюри своей разработкой ветроэнергетической установки. Следующим его достижением стал проект по рациональному использованию дождевой воды с крыш домов в условиях мегаполиса. Говорит, похожая идея существовала для дач, а его проект адаптирован под условия города, где вода собирается на крышах многоэтажек. Сейчас Костя поглощен еще одним увлечением — автомоделированием. Да и задумываясь о высшем образовании, планирует связать жизнь с физикой.
— Как же я не люблю пылесосить! А у меня дома кошка так линяет, что из шерсти можно уже было пару ковров сплести. Тут как раз на глаза попался корпус от игрушечного немецкого пылесоса, решил, что это судьба, самое время его оживить. Кухню прекрасно убирает, вот еще бы руки приделать, чтобы сам мусор выносил!
В работе школьнику помогал молодой, но опытный наставник Григорий Прокопович, который сам не так давно удивлял всех своими изобретениями.
Поддержать на старте
Можно ли у нас рассчитывать на такой счастливый поворот судьбы? Вот Костя Гринкевич не уверен, что его проект по рациональному использованию дождевой воды принесет доход. Есть уже горький опыт — идею ветроэнергетической установки у него подсмотрела одна из компаний и через некоторое время продавала на специализированной выставке как собственное изобретение. Почему не запатентовал? В Беларуси ветры слабые. Казалось, реализовать проект невозможно. Кто ж знал, что климат будет так стремительно меняться и синоптики все чаще станут предрекать шквалистые ветры?
А Дима Олефир, возможно, запатентует своего робота, нужно его лишь до ума довести, добавить пару функций. Может, WI–FI–модуль, чтобы на работе отслеживать, какую часть квартиры он убирает? Вот только доработка изобретения времени много отнимает, да и запчасти стоят недешево, а на спонсорскую помощь юные изобретатели и не надеются. Жаль. Ведь, считает Дима, роботы–пылесосы, которые выпускают в других странах, стоят непомерно дорого: «Мое изобретение дешевле раз в восемь и, могу поспорить, лучше!»
За разработку обучающих видеоуроков Саша Дубовик не получила ни копейки, и это при том, что ее изобретение пошло на ура в нескольких учебных заведениях. Главное — опыт, успокаивает себя девушка. К сожалению, такой подход закрепился еще с советских времен. Это ведь тогда родилась шутка, мол, японцы читают наш «Юный техник» и на основе почерпнутых в нем идей разрабатывают свои многомиллионные проекты. Как говорится, в каждой шутке есть доля правды...
Однако в Национальном центре интеллектуальной собственности корреспондента «СБ» несколько обнадежили: заработать можно, например, получив патент. Тогда либо вы сами будете продавать свои изобретения, либо найдете того, кто захочет его у вас купить. Но и тут гарантии нет. Вот получил Владимир Вербицкий, старший преподаватель кафедры прикладной информатики БГАТУ, совместно со своими учениками патент на устройство для очистки и обеззараживания воздуха. Будет ли прибыль? Пока этот вопрос для изобретателей висит в воздухе.
Вывод напрашивается сам собой: в основном юные Кулибины изобретают для собственного удовольствия, даже себе в убыток. Небольшой доход есть разве что у тех ребят, которые увлечены судомоделированием: за макет корабля, популярный сегодня сувенир, можно выручить в среднем сотню долларов... Обидно. Ведь, как ни крути, для страны эти головастые школьники — интеллектуальный резерв. А значит, их нужно поддержать на старте.