Так дерзать!

Способны ли наши ребята заработать на собственных идеях?

Луи Брайль, 15–летний сын сапожника, изобрел шрифт для слепых, которым пользуются во всем мире. Профессор Фило Фарнсворт, один из разработчиков электронного телевидения, систему передачи изображения на расстоянии придумал... в 14 лет! Наушники для защиты от холода — дело рук американского подростка Честера Гринвуда, который любил кататься на коньках и слушать музыку. А первооткрывателем фруктового льда называют 11–летнего Фрэнка Эпперсона. Стоит ли говорить, что в скором времени эти ребята стали обладателями внушительного капитала? А вот и свежий пример: россиянин Даниил Шостин в свои 13 запатентовал конструктор «Квинт», который помогает развитию памяти и моторики. За изобретение школьник получил грант в 337 тысяч российских рублей. В ученых кругах давно убедились: детская фантазия способна на многое, поскольку не зашорена и не ограничена рамками вбитых в голову чужих мыслей. А как обстоят дела у нас? Способны ли наши ребята заработать на собственных идеях?


Все интересное — просто


Конечно, есть у нас юные таланты, которые и взрослым изобретателям дадут фору. Вот только знают о них в основном в стенах родной школы или кружка по интересам. В объединениях рационализаторов и изобретателей, хоть и произносят громкие речи о привлечении детей и молодежи, реального белорусского юного Кулибина так и не припомнили. При этом всего–то пару недель назад ученица гимназии № 1 города Жодино Кристина Пичугина завоевала главный приз на Международной выставке исследовательских проектов школьников в Турции. Ее работа «Топинамбур — перспективная биоэнергетическая культура» заинтересовала представителей нескольких стран, в том числе и из–за явной экономической выгоды. Другой гимназист этого же учебного заведения Захар Якубовский — автор еще одного актуального проекта: подросток предложил технологию производства топливных брикетов из палой осенней листвы.


Впрочем, изобретатели со стажем настроены скептически: не могут дети придумать что–то новое по той простой причине, что знаний у них недостаточно. Но в том–то и дело, что идеи подростков нередко оказываются простыми до гениальности. Всего–то год назад Дима Лазовик из Глусского района улыбался со страниц газет, демонстрируя свою разработку — косилку на шагающих колесах с механизмом самовытаскивания. Изобретательный детский ум помог сконструировать устройство, которое позволяет косить траву в очень сложных условиях, например, на болотистых почвах. Не уступает Диме и восьмиклассник Костя Гринкевич из Минска, который в прошлом году на конкурсе Союзного государства «Таланты XXI века» покорил жюри своей разработкой ветроэнергетической установки. Следующим его достижением стал проект по рациональному использованию дождевой воды с крыш домов в условиях мегаполиса. Говорит, похожая идея существовала для дач, а его проект адаптирован под условия города, где вода собирается на крышах многоэтажек. Сейчас Костя поглощен еще одним увлечением — автомоделированием. Да и задумываясь о высшем образовании, планирует связать жизнь с физикой.


Другой минский школьник Дима Олефир точно знает: роботы — не такая уж диковинка. Сам он на раз–два соорудил себе помощника по дому. Нажимаешь кнопку — и робот–пылесос принимается за работу. Управлять им нет необходимости: как только устройство приближается к стене сантиметров на 20, благодаря встроенному датчику разворачивается и едет в обратном направлении. Говорят, все великие изобретения человечества — от лени. Вот и у Димы так получилось:


— Как же я не люблю пылесосить! А у меня дома кошка так линяет, что из шерсти можно уже было пару ковров сплести. Тут как раз на глаза попался корпус от игрушечного немецкого пылесоса, решил, что это судьба, самое время его оживить. Кухню прекрасно убирает, вот еще бы руки приделать, чтобы сам мусор выносил!


В работе школьнику помогал молодой, но опытный наставник Григорий Прокопович, который сам не так давно удивлял всех своими изобретениями.


А Саша Дубовик из Дзержинска, первокурсница архитектурного факультета БНТУ, всего год назад, будучи еще школьницей, разработала обучающий курс «Видеоуроки по программе Corel Draw». Почему вдруг? «То, что нам показывали на уроках информатики в школе, казалось недостаточным. Приходилось постоянно искать дополнительную информацию в интернете». Вот школьница и решила исправить эту оплошность и составила свой обучающий курс: простой, пошаговый и очень красочный. Учителя помогли записать звук, в итоге получился законченный набор уроков, чем активно воспользовались сначала в родной школе, а затем и в других учебных заведениях. Саша не скрывает, что, возможно, еще свяжет свою жизнь с наукой, ведь всегда нравилось что–то изобретать. Но и профессия архитектора тоже дает богатую почву для фантазии.


Поддержать на старте


Не выходя из дому, 14–летняя американка Эшли Кволс сколотила состояние в миллион долларов. Просто придумала веселый графический дизайн для личных страничек пользователей в социальной сети, за восемь долларов зарегистрировала собственный сайт и выложила на нем готовые блоки–обои. Когда через три года количество посещений превысило миллион в день, девушке начали названивать реальные рекламодатели. Англичанин Фрейзер Доэрти в свои 16 лет зарабатывает более миллиона долларов в год на производстве... джема. Рецепт подросток взял из поваренной книги бабушки. Сначала его клиентами были лишь школьные друзья, затем — соседи, через два года из–за огромного наплыва заказов пришлось даже уйти из школы...


Можно ли у нас рассчитывать на такой счастливый поворот судьбы? Вот Костя Гринкевич не уверен, что его проект по рациональному использованию дождевой воды принесет доход. Есть уже горький опыт — идею ветроэнергетической установки у него подсмотрела одна из компаний и через некоторое время продавала на специализированной выставке как собственное изобретение. Почему не запатентовал? В Беларуси ветры слабые. Казалось, реализовать проект невозможно. Кто ж знал, что климат будет так стремительно меняться и синоптики все чаще станут предрекать шквалистые ветры?


А Дима Олефир, возможно, запатентует своего робота, нужно его лишь до ума довести, добавить пару функций. Может, WI–FI–модуль, чтобы на работе отслеживать, какую часть квартиры он убирает? Вот только доработка изобретения времени много отнимает, да и запчасти стоят недешево, а на спонсорскую помощь юные изобретатели и не надеются. Жаль. Ведь, считает Дима, роботы–пылесосы, которые выпускают в других странах, стоят непомерно дорого: «Мое изобретение дешевле раз в восемь и, могу поспорить, лучше!»


За разработку обучающих видеоуроков Саша Дубовик не получила ни копейки, и это при том, что ее изобретение пошло на ура в нескольких учебных заведениях. Главное — опыт, успокаивает себя девушка. К сожалению, такой подход закрепился еще с советских времен. Это ведь тогда родилась шутка, мол, японцы читают наш «Юный техник» и на основе почерпнутых в нем идей разрабатывают свои многомиллионные проекты. Как говорится, в каждой шутке есть доля правды...


Однако в Национальном центре интеллектуальной собственности корреспондента «СБ» несколько обнадежили: заработать можно, например, получив патент. Тогда либо вы сами будете продавать свои изобретения, либо найдете того, кто захочет его у вас купить. Но и тут гарантии нет. Вот получил Владимир Вербицкий, старший преподаватель кафедры прикладной информатики БГАТУ, совместно со своими учениками патент на устройство для очистки и обеззараживания воздуха. Будет ли прибыль? Пока этот вопрос для изобретателей висит в воздухе.


Вывод напрашивается сам собой: в основном юные Кулибины изобретают для собственного удовольствия, даже себе в убыток. Небольшой доход есть разве что у тех ребят, которые увлечены судомоделированием: за макет корабля, популярный сегодня сувенир, можно выручить в среднем сотню долларов... Обидно. Ведь, как ни крути, для страны эти головастые школьники — интеллектуальный резерв. А значит, их нужно поддержать на старте.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter