Таинство гармонии

Конечно же, как таковой моды для облачений священнослужителей нет и, наверное, в принципе быть не может.
Конечно же, как таковой моды для облачений священнослужителей нет и, наверное, в принципе быть не может. Ее капризные веяния в данном случае заменяются неукоснительными требованиями канона, строго прописывающим и регламентирующим мельчайшие детали одеяния. Тем не менее даже в такой, казалось бы, запрограммированной сфере имеют немалое значение вкус и умение мастера-портного. Ведь и батюшке желательно, чтобы его ряса была аккуратно подогнана по фигуре, а не являла собой подобие бесформенного шатра.

И дело совсем не в греховной суетности. Просто перед Богом надо выглядеть прилично.

Да и перед людьми тоже.

Портновство как ремесло древнее, традиционное и в рамках религиозного послушания существует уже столетия. Другое дело, что в годы атеизма его навыки основательно растеряли. Обычно пошивом одежды, предназначенной для священнослужителей, а также изготовлением различных атрибутов, связанных с богослужениями, занимались в монастырях. Когда же христовых сестер и братьев "извели почти под корень", дело, естественно, заглохло - работать стало некому. Да и не для кого. Тем немногим батюшкам, которые сумели сохранить и себя, и свои храмы, приходилось шить одеяния, считай, подпольно: в ателье ведь не придешь - не поймут. Да и браться за выполнение такого заказа имеет право не каждый - мастер также должен быть человеком церковным.

Строгий канон

Небольшая швейная мастерская Дома милосердия в православном приходе в честь Всех Святых в Минске в своих кругах имеет репутацию классного заведения - здесь одеваются не только приходские священники, но и епископы. Возглавляет мастерскую Вера Николаевна Блинцова. Благословляет все это дело и строго наблюдает за ним, как, впрочем, и за всем остальным большим и сложным хозяйством Дома милосердия, настоятель прихода, протоиерей Федор (Повный) - личность авторитетная и широко известная не только среди православных верующих, но и в миру. В самом начале, чтобы запустить швейное производство, отцу Федору пришлось даже личные сбережения вложить - затея-то недешевая: для некоторых видов облачений требуются парча, дорогая тесьма, ручная вышивка шелком...

Сейчас ткани, аксессуары, расходные материалы в основном доставляют из России. Кое-что приобретается на Могилевском комбинате шелковых тканей - недорого и везти недалеко. Вот только качество уступает российскому, это и неискушенному человеку заметно. Попроще, подешевле выглядят наши ткани. Собственно говоря, много внимания им уделять на комбинате тоже нет резона: партии требуются небольшие, что экономически невыгодно. И все же производственники идут навстречу пожеланиям необычного заказчика - дело богоугодное, глядишь - и зачтется...

Некоторые изделия швейной мастерской Дома милосердия - без преувеличения настоящие произведения искусства. Например, не уверена, что еще где-нибудь в Минске найдется место, где умеют вышивать канителью. Причем мастер Нина Сергеевна Колос делает это на высочайшем уровне. Вышивка канителью - золотой нитью-проволочкой по бархату, как и всякая уникальная работа, очень трудоемка и требует много времени. Красно-вишневую ризу мастерица вышивала более года. Но то, что получилось, достойно музейной экспозиции, недаром настоятель облачается в эту фелонь лишь раз в год - на Пасху.

Вообще, в православной традиции существуют строгие правила использования цвета в облачении священнослужителей при богослужениях. Сиреневый колер носят во время поста, красно-алый - на Пасху, синий - на Благовещение, зеленый - на Троицу, белый - на Рождество, золотой - каждодневный, кроваво-бордовый - в честь мучеников. Самые распространенные мотивы вышивки - крест и растительный орнамент: прежде всего колосья пшеницы и виноградная лоза с гроздьями ягод - они имеют ветхозаветное происхождение и считаются самыми старыми.

Заказы в мастерскую поступают не только местные, но и из зарубежья: от православных приходов Германии, США, Кипра.

- Вот и в этом году, - говорит старший мастер Нина Владимировна Шимко, - шили облачения кипрскому владыке Василию. Одно он получил на Пасху, за вторым приезжал уже летом, оставил и новый заказ.

Шили в мастерской Дома милосердия и для своего Владыки Филарета.

На вопрос, сколь требовательны заказчики, в мастерской отвечают так: не переборливы, но и не безразличны, высказывают свои пожелания, от мастеров в работе ожидают творческого подхода.

Конечно, основа всякого священного одеяния - каноническая. Но даже здесь, где, казалось бы, все строжайше регламентировано, остается возможность для "маневра". Например, сейчас все чаще заказывают фелонь греческого типа - в виде плаща: она легче, удобнее в носке. Заказы бывают и попроще, и подороже - в зависимости от материальных возможностей клиентов. Мастера Дома милосердия стараются работать быстро, однако небольшие очереди на выполнение заказа случаются, а иногда даже авралы, особенно перед праздниками. Хотя если нужно, здесь будут работать и ночами: при необходимости не очень сложную фелонь за сутки сошьют. И никаких премиальных да отгулов не потребуют. А все потому, что работают не на клиента, не на себя, а во имя Бога и блага Дома милосердия.

Дорога к храму

Вера Николаевна, заведующая мастерской, на мои расспросы отвечала терпеливо и приветливо, правда, временами на ее лице появлялось почти стоическое выражение. В конце концов не выдержала и заметила: "Вы вопросы задаете мирские, а здесь другие подходы".

Собственно говоря, что подходы здесь отличаются, было понятно изначально, хотя моментами размеренная жизнь Дома милосердия все же напоминает отлаженное функционирование современного офиса. Тем не менее, поговорив с его обитателями, ощущаешь: в этих стенах жизнь течет по своим законам. И работа тут - не просто работа, а послушание, это имеет принципиальное значение. "Если что-то не получается - помолимся, исповедуемся, причастимся, - говорит мастер Нина Шимко. - Мы все люди верующие - делать такое дело без молитвы нельзя".

Сейчас в мастерской семь человек. Среди них есть мастерицы со специальным образованием, но берут и просто послушниц - главное, было бы искреннее желание трудиться. Возраст также самый разный. Например, Даше Толстик на вид лет семнадцать, хотя на самом деле 23 - тоже, конечно, немного. И зовут ее все не иначе как Дашенькой. Кстати, мне уже не раз приходилось отмечать: девушки, молодые женщины, посвятившие свою жизнь Богу, - полностью, как монахини, или частично, подобно Даше, - выглядят очень молодо. Когда я говорила о своем наблюдении, видела: о таком "открытии" им не впервой слышать, и, по-моему, в душе этой своей особенностью они тайно гордятся. Даша - профессиональная вышивальщица, швея, а еще заочно учится на психолога. Девушка серьезная. В разговоре замечает: важно то, что теперь верующим людям не надо прятаться, скрывать убеждения, они могут исполнять духовный долг с достоинством, как и положено в нормальном гражданском обществе.

Точку зрения Даши полностью разделяет заведующая. Но говорить о себе Вера Николаевна - дипломированный художник-гобеленщик, участница художественных выставок - отказывается категорически. Что, впрочем, понятно: дорога к вере не бывает публичной. Пожалуй, только на мгновение моя собеседница приоткрыла завесу чувств, когда сказала: "У нас здесь свой мир. Когда мы выходим за ворота, попадаем совсем в другую атмосферу, которая, к сожалению, все меньше радует..."

Форма и содержание

На вопрос, кто же он в первую очередь - священник или руководитель немаленького хозяйства, настоятель прихода отец Федор отвечает: "Конечно, священник. А управление - мое послушание, хотя я с удовольствием занимался бы больше пастырством, богословием и писал иконы". Вообще же отец Федор производит впечатление очень современного человека, в чем, возможно, и кроется секрет его успешной деятельности на такой внешне консервативной ниве, как религиозное служение.

Безусловно, хозяйственная составляющая является важной частью жизни прихода в честь Всех Святых. Но понятие "прибыль" отец Федор из своего оборота исключает принципиально: все материальное, попадающее в лоно церкви, становится пожертвованием Богу, подчеркивает он.

Похоже, вопросы журналистов на меркантильные темы настоятеля "достали", ибо на встречу он уже пришел с брошюркой под красноречивым заглавием - "Откуда у церкви деньги?" Допытывать священника в этом ключе в мои планы не входило. Однако, учитывая "прикладной" характер разговора, отец Федор не преминул заметить

: - У нас до сих пор существует несколько примитивное представление о церкви. В советский период ее превратили в подобие некоего гетто духовной жизни, "даровав" лишь возможность отправлять религиозные культы и то в сильно усеченном варианте. В целом церковь в своей богослужебной жизни самодостаточна. Но как всякой функционирующей системе ей необходимо обеспечение, в том числе материальное, - хотя бы для того, чтобы элементарные коммунальные услуги оплатить. Говорить, что сама церковь умеет зарабатывать деньги, - в корне неверно. Тем не менее в ее структуре могут быть вспомогательные подразделения, занимающиеся хозяйственной деятельностью.

- Для того чтобы молиться Господу, так ли уж необходимы священникам пышные одеяния?

- Все, что есть в облачении священника, непосредственно связано с ветхозаветным устройством храма, и ни одна деталь здесь не случайна. Конечно, одеяние можно сделать и очень простым. Но ведь посвятить Богу мы стремимся все лучшее, двигаясь от простоты к совершенству. Это не тщеславие, а отражение внутренней духовной жизни.

- Всякая одежда когда-нибудь изнашивается, в том числе и у священников. Какова дальнейшая судьба отслуживших риз?

- Они сжигаются. Хотя кое-что может переходить в разряд реликвий, сохраняться либо в храмах, как, например, фрагменты фелони Иоанна Кронштадтского, либо в музейной коллекции.

- Обязан ли священник быть всегда в своей "форменной одежде"?

- Канон рекомендует священнослужителю постоянное ношение соответствующего его сану облачения. Но в жизни случаются разные моменты, поэтому стоит учитывать конкретную ситуацию. Хотя есть страны - Греция, Кипр, - где любые отступления от правил исключены.

...Пусть не обидится на меня отец Федор за мою мирскую оценку, но выглядит батюшка очень элегантно - умеет носить достаточно сложные по своей структуре одежды. Они для священника - продолжение его духовной сущности. Когда пастырь и внешне выглядит достойно, значит, в его душе царит гармония - ощущение, важное и желанное для каждого из нас.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter