Табор никуда не уйдет.

Болгарские власти не в состоянии решить «цыганский вопрос».

Осень 2011 стала для Болгарии временем больших разочарований как во внешней, так и во внутренней политике. Страны ЕС отказали ей вместе с Румынией в членстве в шенгенской зоне. Основные претензии, предъявляемые Брюсселем Софии и Бухаресту, заключались в том, что они не в состоянии побороть у себя коррупцию и решить вопрос с адаптацией местных цыган, которые в последние годы тысячами устремились в более благополучные страны Европы. Всего за несколько лет их пребывания на Западе они заслужили себе дурную славу попрошаек, воров и наркоторговцев.

Летом 2010 года президент Франции Николя Саркози инициировал широкомасштабную депортацию болгарских и румынских ромов (одно из самоназваний цыган). Их систематической высылкой на родину занимаются и в других странах. Европа уже несколько лет настоятельно рекомендует Софии и Бухаресту заняться проблемой цыган, однако пока вопрос этот так и остается открытым. Более того, в конце сентября в Болгарии он вырвался наружу, наглядно продемонстрировав все ее современные пороки. По иронии судьбы, произошло это на следующий день после того, как республику в очередной раз не пустили в Шенген.
Антицыганские протесты и массовые беспорядки в болгарских городах начались после того, как 23 сентября в деревне Катуница недалеко от Пловдива под колесами микроавтобуса, принадлежащего цыганскому барону и криминальному авторитету Кириллу Рашкову, погиб 19-летний болгарин. Это вызвало гнев местных жителей, которые собрались у дома барона с антицыганскими лозунгами. На помощь им из соседнего Пловдива прибыли несколько тысяч ультраправых футбольных фанатов, которые устроили погром. Требование у собравшихся было одно – цыгане должны немедленно покинуть деревню. Случившееся ввело власти в ступор. Несколько дней полиция никаких мер в отношении обеих сторон конфликта не предпринимала. В результате беспорядки перекинулись на все крупные города. Болгары вышли на улицы с требованием решить наконец цыганский вопрос, который в последние 20 лет является в стране одним из наиболее болезненных. В итоге несколько человек погибли, десятки получили ранения. Власти попытались снизить накал страстей и успокоить собравшихся, пообещав жестоко карать за все проявления расизма и подстрекательства к насилию в адрес национальных меньшинств (вместе с цыганами гонениям подверглись и болгарские турки). Виновники гибели болгарского юноши, которые во время беспорядков находились под защитой полиции, были арестованы. Был взят под стражу и тот самый цыганский барон Рашков, который, как выяснилось, должен был сидеть в тюрьме еще с социалистических времен, однако благодаря связям с высокопоставленными чиновниками он долгое время оставался на свободе, занимаясь преступной деятельностью.
Нынешнее ожесточение болгар к цыганам вовсе не случайно, оно копилось все последние годы, хотя бок о бок оба народа живут уже несколько столетий. В социалистическую эпоху, когда власти страны на законодательном уровне запретили им кочевать и ввели уголовные статьи за тунеядство, тысячи цыган были оболгарены. Им изменили имена и расселили в домах среди болгар. Цыгане были вынуждены устраиваться на работу, а их дети – в обязательном порядке ходить в школу. Шла интенсивная интеграция кочевого народа в общество – осело более 90% цыган. Вырос их уровень образования. Появился слой цыганской интеллигенции.
Все изменилось после «бархатных» революций в странах Восточной Европы и падения «железного занавеса» в 1990 году. Страна, освободившись от социализма, встала на путь рыночных реформ, которые в условиях свободы сопровождались ростом коррупции и организованной преступности. Из-за закрытия нерентабельных предприятий увеличилось число безработных. Среди них в первую очередь оказались цыгане, которые в новых условиях начали стремительно спиваться и маргинализироваться, их дети перестали ходить в школы. Само цыганское общество настолько расслоилось, что большинство ромов оказались в положении бедняков.
Уже к середине 90-х годов цыгане превратились в многочисленную полукриминализированную среду, живущую на социальную помощь от государства, выплачиваемую им как многодетным. Поселившись в самодельных лачугах, они образовали на окраинах крупных городов гетто, в которых царят свои законы и правила. Ромы не платят за воду и электричество, не знают, что такое налоги. Цыганские девочки рожают с 13–14 лет, поэтому семьи насчитывают по 12–15 человек, которых необходимо хоть как-то содержать (денег, выделяемых государством, не хватает). Зачастую именно из-за этого ромы идут на совершение различных преступлений. Они активно промышляют кражами, торговлей наркотиками и организацией проституции, попрошайничеством. Со временем благодаря племенной сплоченности цыгане начали терроризировать население небольших городков и сел. Одновременно немногочисленные бароны, которые живут в сотни раз богаче нищих соплеменников, принялись скупать землю для строительства своих шикарных особняков. По сути, они превратились в местных царьков, сознательно держащих своих сородичей в нищете, грязи и безграмотности. Такими людьми управлять гораздо легче. Например, заставить голосовать на выборах за ту политическую силу, которая им заплатит.
В итоге подкуп цыган на выборах развратил их настолько, что интегрироваться в болгарское общество они не желают. Власти страны, которые, так или иначе, пользуются поддержкой ромов, решить цыганскую проблему не пытаются. Тот же Рашков являлся членом правящей партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ). Зачем лишать себя голосов сотен тысяч избирателей? А учитывая невысокий прирост в болгарских семьях и ежегодный отъезд тысяч болгар на Запад в поисках лучшей доли, процент цыган в населении и среди избирателей становится все выше.
Впрочем, не все цыгане после вступления Болгарии в Евросоюз в начале 2007 года пожелали оставаться на родине и потянулись в благополучные страны Старого Света – Германию, Францию, Бельгию, Голландию и Италию, которые со временем, устав от гастролеров, принялись высылать ромов на родину. При этом в качестве компенсации им выплачивалось по 300 евро. Для тысяч цыган это оказалось хорошим бизнесом. Многие из них подвергались подобным «депортациям» уже по нескольку раз.
На президентских выборах, которые прошли в конце октября, никаких изменений не произошло. Главой государства стал представитель ГЕРБа Росен Плевнелиев. Кандидат от социалистов, которых поддерживают цыгане, занял второе место. Националистам, активно пытающимся заработать очки на антицыганских и антитурецких настроениях масс, взять власть в свои руки не удалось. Возможно, это получится через полтора года, когда пройдут выборы в Народное собрание Болгарии, поскольку руководство государства для решения цыганской проблемы никаких конкретных мер не предпринимает. В очередной раз межнациональные волнения могут вспыхнуть в любой момент. Ведь табор никуда не уходит…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter