Таблица умножения успеха

Известным производителям стиральных машин придется сильно потесниться на белорусском рынке.
Известным производителям стиральных машин придется сильно потесниться на белорусском рынке. Впрочем, не только на белорусском.

ЗАО "Атлант", представив новое производство, заявляет о том, что предприятие намерено занять нишу ведущего производителя "белой" бытовой техники на постсоветском пространстве.

И надо признать, далеко не безосновательно. Убеждают в этом ответы генерального директора ЗАО "Атлант" Виктора ШУМИЛО на вопросы корреспондента "СБ".

- Виктор Степанович, понятно, что жизнь по законам рынка требует нестандартных и смелых решений. И очевидно, что началом производства стиральных машин "Атлант" демонстрирует не только психологическую готовность к подобному поведению, но в первую очередь свой высокий экономический и интеллектуальный потенциал. Однако выбор нового направления производства все же может показаться неожиданным. Почему предприятие, сделавшее себе мировое имя на производстве холодильников, вдруг решило заниматься стиральными машинами?

- Будет большой ошибкой думать об "Атланте" исключительно как о заводе холодильников. Эти рамки давно нам стали тесными. Мы из них выросли в одно из крупнейших промышленных объединений страны. И теперь позиционируем себя как производителя товаров "белой" техники. Мировой опыт показывает, что компании, подобные "Атланту", со временем стремятся осваивать производство всего спектра такой продукции: холодильников, стиральных машин, кухонных плит, бойлеров, вытяжек и прочего. И мы, если, конечно, не хотим оставаться в стороне от раздела рынков, должны именно в таком ракурсе видеть свое развитие.

Когда мы решили радикально расширить ассортимент выпускаемой продукции, то рассматривали два основных варианта: производство автоматических бытовых стиральных машин и кухонных плит. С последними решили пока повременить. Все-таки в стране есть достаточно сильный производитель такой техники в Бресте, и просто не с руки нам "толкаться" на небольшом белорусском рынке. Будем только мешать друг другу. Поэтому и решили осваивать производство стиральных машин. Тем более что серьезного их производства нет не только в Беларуси, но и во всем СНГ. Поэтому фора первенства должна сыграть позитивную роль в становлении и укреплении наших рыночных позиций.

Размышляли и на бытовом уровне. Для чего нужен технический прогресс? Очевидно, что для того, чтобы облегчить жизнь людям, сделать ее удобнее и комфортнее. Тогда на первый план выходит другой вопрос: а какой самый трудоемкий процесс в быту? Что отнимает больше всего времени и сил? Вряд ли кто-то поспорит с тем, что это именно стирка. Согласитесь, лучше два раза сходить в магазин или помыть посуду, чем раз постирать. И мы должны быть безмерно благодарны нашим женщинам за то, что они берут на себя эту рутинную миссию. Ну а коль так, то мы, мужчины, и стараемся сделать все, чтобы облегчить этот не самый приятный труд.

- Не скрою, приятно само по себе уже то, что товар, который ассоциировался исключительно с именами зарубежных производителей, будет производиться в нашей стране. Скажите, это исключительно разработка "Атланта" или она родилась в сотрудничестве с другими компаниями?

- Если вы внимательно посмотрите на внешний вид стиральной машины и на внешний вид нашего холодильника, то однозначно заметите продолжение линии фирменного дизайна. В технической же стороне вопроса мы решили не изобретать велосипед, а пошли по пути, проторенному до нас. Мы заключили контракт с одной из именитых компаний, и пока 100 процентов всех деталей мы покупаем за рубежом. Но соглашение оставляет за нами право осваивать производство комплектующих изделий у себя. Что, несомненно, входит в наши самые ближайшие планы.

- Что, на ваш взгляд, самое сложное в развитии этого проекта?

- Самое сложное - впереди. На сегодняшний день мы создали современный технологический процесс сборки машин. Второе - подготовили квалифицированные кадры, обеспечивающие высокое качество продукции. И третье - конструкторско-технологическое сопровождение и усовершенствование. Все это в комплексе подчинено единственной генеральной цели - делать качественный и доступный по цене товар. Главное - сделать качественный товар.

- А с точки зрения производства комплектующих?

- Я бы не сказал, что здесь есть какие-то особенно сложные элементы конструкции, производство которых мы не сможем наладить самостоятельно. Есть наиболее дорогие части. Например, корпус: процесс его изготовления и окраски. Это самое дорогое оборудование. Но мы решили приобрести его в первую очередь и даже практически завершили подготовку площадей под монтаж. Есть некоторые виды комплектации, которые просто нет смысла производить самостоятельно. Например, электроника, так называемые командные аппараты. Их для нужд всей Европы производят только две фирмы. Нет смысла делать их у себя в малых количествах, поскольку они будут в несколько раз дороже импортных. Мы же стремимся к тому, чтобы дать отечественному рынку самые дешевые машины, какие только есть в том классе, в котором мы их производим. И для этого будем выбирать самые оптимальные схемы обеспечения производства комплектующими изделиями.

- Виктор Степанович, выход на рынок, и без того насыщенный предложением, - это всегда большой риск. Но первый шаг уже сделан и путь к отступлению отрезан. Что вы приготовили потребителю, чтобы убедить его отдать предпочтение вашей продукции?

- Прежде всего наше имя. "Атлант" - это не просто известная во всем мире торговая марка. Это символ высочайшего качества продукции и ее надежности. Мы целенаправленно шли к мировому признанию долгие годы. Поэтому даже мысли не можем допустить, чтобы ради некоей призрачной краткосрочной выгоды поставить под угрозу непререкаемый авторитет и солидную репутацию предприятия. Ведь это сразу ударит по нашим холодильникам. А в наши планы потеря рынков, разумеется, не входит.

Все наше производство сертифицировано по стандартам ISO 9000 и ISO 14000. Это говорит о том, что в процессе производства идет непрерывный контроль выполнения операций и работ на каждом рабочем месте. И система построена таким образом, что некачественная продукция в продажу попасть просто не может.

Ну а чтобы развеять возможные сомнения потребителя, на всю свою продукцию мы даем двухлетнюю гарантию. Как на холодильники, так и на стиральные машины. Это вдвое больший срок, чем дают уже известные рынку производители. Кроме того, мы готовы продлить свои гарантийные обязательства перед покупателями, участвующими в анкетировании, которое мы будем проводить для выяснения потребительских предпочтений. Естественно, не оставим мы своих покупателей и по истечении срока гарантии. У нас достаточно развитая сервисная сеть по всей стране. При этом мы намерены пересмотреть расценки на сервисное обслуживание. По нашему мнению, те цены, которые сегодня сложились на рынке, необоснованно высоки. А подключение машины при ее приобретении наши специалисты и вовсе будут делать бесплатно.

- Складывается впечатление, что машины "Атлант" практически не отличаются по цене от импортных аналогов. Почему так происходит? Ведь в цену ввозимых товаров включаются еще и таможенные платежи?

- То, как ввозится в страну бытовая техника, - отдельная тема для разговора, и сейчас я останавливаться на этом подробно не буду. А что касается цены, то она у "Атланта" все же ниже. Немногим больше 700 тысяч рублей за машину "В"-класса. Попробуйте найти такое предложение.

- Коль Беларусь обрела своего производителя стиральных машин, не возникает ли вопрос его защиты от внешних конкурентов?

- Мы так вопрос не ставим. Наша задача - продавать свой товар и не бояться конкурентов. На рынке должны присутствовать все товары всех серьезных производителей. Мы должны занять свою нишу собственным трудом, качеством продукции, удобной ценой, своим отношением к потребителю. Чтобы человек нам поверил, когда пришел в магазин. А если мы будем только рассказывать и ничего не делать, то успеха не будет. Не будет нормальной конкуренции - мы расслабимся и не сделаем хорошей продукции. Все должны работать в равных условиях.

- Виктор Степанович, производство стиральных машин ориентируется исключительно на внутренний рынок или вы рассматриваете и экспортные перспективы?

- Скажу больше: именно экспортные перспективы мы и рассматриваем как основной вариант сбыта своей продукции. В этом году мы сделаем 20 тысяч машин. Но это лишь начало, обкатка процесса. Проектная мощность строящегося предприятия - полмиллиона аппаратов. Понятно, что исключительно под потребности десятимиллионной Беларуси с емкостью рынка около 100 тысяч машин в год такой завод строить смысла не было. Уверен, что в ближайшие два года мы будем закрывать не менее половины спроса на стиральные машины в своей стране. Но генеральная цель - выход на рынок бывшего Советского Союза. Временная фора позволяет это сделать. ЗАО "Атлант" - пока первое в СНГ предприятие, на котором будет налажено серьезное производство машин мирового класса. Это добавляет шансов на успех и уверенности в победе.

- Известные производители стиральных машин, продвигая на рынок свою продукцию, работают в тесном контакте с производителями стиральных порошков. "Атлант" учитывает этот момент?

- Вы говорите о задаче, которую мы поставили перед собой на этот год. Мы приступили к проекту создания стирального порошка с одним из отечественных производителей. Наша задача в том, чтобы добиться не просто качественного производства этой продукции. Оно должно оставаться на высоком уровне постоянно. Мы видим, что творится на рынке. Подделок вал. Один раз купил - вроде хороший продукт: стирает хорошо, машину не портит. Приобретаешь второй раз, казалось бы, то же самое - полная ерунда.

Выбранный нами производитель уже предложил один вариант порошка. Однако его испытания показали, что необходима доработка. Когда они закончат, мы еще раз все досконально проверим, и если продукт будет удовлетворять всем нашим требованиям, то мы аттестуем технический процесс его изготовления. Но на этом не остановимся, а будем постоянно контролировать качество производства. Ведь мы будем впоследствии рекомендовать его использовать уже от своего имени. То есть брать на себя ответственность. Думаю, это хорошо и для производителя, и для потребителя, который будет иметь гарантированно качественный продукт, и для нас, поскольку качественный порошок послужит дополнительной гарантией надежной работы нашей аппаратуры.

- Признаюсь, меня несколько озадачило то, что все машины вне зависимости от модели выглядят одинаково, все одного размера...

- Что касается дизайна, внешнего вида, то так оно и должно быть. Наша машина должна быть узнаваема, отлична от других, и этой линии мы будем придерживаться и впредь. Свой фирменный стиль необходимо сохранять и пропагандировать. А вот в отношении разнообразия модификаций по мощности, конструкторским особенностям, размерам, то здесь вы, пожалуй, правы. Мы пробуем рынок и ждем отзывов торговли. Уже первые месяцы продаж расскажут о покупательских предпочтениях. Среди дилеров мы проводим постоянные опросы о пожеланиях покупателей, как улучшить продукцию. Обобщая эту информацию, мы и делаем вывод, как дальше развивать производство. Рынок сам покажет, что ему необходимо, и наша задача увидеть это и услышать.

С холодильниками это получается, думаю, что и со стиральными машинами справимся. Уже в этом году мы вдвое увеличим модельный ряд, добавив к трем предлагаемым машинам еще три. Скорее всего, обратим внимание на необходимость создания узких аппаратов. Согласитесь, в большинстве своем наши квартиры - не дворцы. Они требуют более компактной техники. Ну а дальше загадывать пока рано. Рынок покажет, как нам действовать в более отдаленной перспективе.

- В начале нашего разговора вы сказали, что все производители "белой" техники стремятся к производству всей гаммы продукции. "Атлант" тоже ставит перед собой такие ориентиры?

- Безусловно. Следующий этап будет плита. На нашем заводе бытовой техники в Шабанах уже подготовлена площадка под ее производство. При этом изначально мы будем делать упор на изготовление встраиваемой техники. В планах и освоение производства бойлера. А вообще, мы надеемся на то, что и до нас дойдут новые традиции строительства. Во всем мире сегодня при строительстве жилья сразу оборудуют кухню: мебелью и необходимой бытовой техникой. И мы будем стремиться к тому, чтобы белорусские кухни были укомплектованы аппаратурой с торговой маркой "Атлант".

- Виктор Степанович, с новым производством в общем-то все ясно. Но в нашем разговоре мы как-то незаслуженно, на мой взгляд, обошли вниманием традиционную продукцию ЗАО "Атлант" - холодильники. Какие перспективы у этого направления?

- Думаю, что и холодильник, и стиральная машина, и плита, и любая другая продукция на "Атланте" в скором времени будет восприниматься как традиционная. А что касается холодильников, то и здесь мы на достигнутом останавливаться не собираемся. К концу года выйдет холодильник нового дизайна. В следующем году мы приступим к смене модельного ряда. Кроме того, в числе приоритетов - дальнейшее развитие собственного станкостроительного производства.

- Что ж, спасибо. Мне остается только поздравить вас и ваш коллектив с очередным серьезным достижением и пожелать не останавливаться на достигнутом, уверенно смотреть в будущее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter