Допинговые скандалы с участием Марии Шараповой и конькобежцев могут оставить Россию без Олимпиады

Таблетки легкого поведения

Российский спорт опять трясет. Трясет так, что, кажется, еще чуть–чуть — и возводимую не одно десятилетие постройку, возвышавшуюся доминантой над окружающими домами, проще и дешевле будет разобрать до основания, нежели придумать новые подпорки. Если, конечно, сама к тому времени не рухнет. А после минувших выходных такая вероятность видится вполне реальной. Причем все попытки поиска виноватых в том, что некогда мощное здание пошло трещинами от крыши до фундамента, приводят к самим же его жильцам. Назвать возникающие один за другим скандалы заговором, стечением обстоятельств, провокацией или объяснить какой–либо еще сторонней причиной язык не поворачивается. Куда больше ситуация напоминает цепную реакцию, которая, будучи запущенной однажды, в считанные дни может опрокинуть всю спортивную индустрию целиком.


«Вы знаете, почему такое происходит? — спрашивает сам у себя известный блогер Антон Орех. И тут же отвечает: — Не потому, что мешает Обама, не потому, что правит Путин, не потому, что восемь месяцев в году зима, а остальное — осень. Не потому, что страна большая, не потому, что дураки и дороги. Все дело в раздолбайстве».

Российский блогер напомнил: препарат, на котором попались чемпионы, — советская разработка сорокалетней давности. Именно по этой причине на препарате попались и будут попадаться в основном атлеты из бывшего Союза. И прежде чем поймали российских, успели поймать уже и украинцев, и грузин. И сейчас уже не важно, помогает мельдоний, он же милдронат, улучшать какие–то результаты или не помогает, важно, что существуют правила. По правилам препарат в списке — значит, употреблять его больше нельзя. Решение принято почти полгода назад. Запрет действует больше двух месяцев. Уже успели поймать несколько человек из разных стран, и везде об этом говорили. Сейчас в соцсетях идет обсуждение. И много голосов, что всё это, мол, подстроили «недруги». Очень удобная позиция...

Екатерина Боброва.

Но какие еще нужны «предупреждения»? Чья это проблема, что люди продолжают принимать такое снадобье? «Русофобы» из ВАДА виноваты в том, что милдронат съела фигуристка Боброва? «Завистники Путина» виноваты в том, что шорт–трекист Елистратов скушал запретную таблетку? Белый Дом и ЦРУ виноваты в том, что Маша Шарапова не прочитала письмо, где ей писали про милдронат, который она принимала в течение десяти лет. Меркель и Эрдоган виноваты в том, что конькобежец Кулижников употреблял то, что не имел права даже трогать? Потому что у него уже есть одна не менее глупая дисквалификация в прошлом и теперь его карьере просто пришел конец!


Павел Кулижников.

Все эти спортсмены принимали таблетки, игнорируя предупреждения, не думая, что мельдоний и милдронат — это одно и то же. За ними, по идее, следят врачи. Но разве мало мы с вами в обычной жизни видели бездарных, невнимательных, некомпетентных врачей? А сколько было историй, когда атлеты вовсе ни с кем не советовались, а пили что попало, даже не вникая, что именно пьют. Покупали лекарства и биодобавки в каких–то лавках на вокзале, у каких–то прощелыг. Это не выдумки — это реальные истории. И милдронат не первый препарат, на котором массово ловят спортсменов. Такая же история была некогда с бромантаном. И тогда точно так же спортсмены продолжали упорно принимать запрещенную субстанцию!

Семен Елистратов.

После того как на специально созванной пресс–конференции о положительной допинг–пробе заявила Мария Шарапова, о массовых допинговых скандалах в легкой атлетике уже почти не вспоминают. А надо бы. Однозначно, винить лишь спортсменов в случившемся неправильно. Помимо собственной безалаберности, в их историях без большого труда можно найти и «легкоатлетический» след. Препарат милдронат, который российские (и все постсоветские) атлеты начиная с юношеского возраста принимали на протяжении последних 40 лет, в список запрещенных внесли лишь с 1 января. И, по мнению многих специалистов, не последней причиной того, что в ВАДА вдруг вспомнили о считавшемся «безвредной витаминкой» веществе, стала заварившаяся в легкой атлетике каша, накрывшая заодно и Российское антидопинговое агентство, и всех, кто оказался в зоне поражения.

Каша эта, кстати, еще вовсю кипит и булькает. И кульминация процесса — впереди. За пару дней до пресс–конференции Шараповой в Германии свет увидела третья серия того самого фильма, с которого уже почти полтора года назад все началось. Сам по себе «третий сезон» оказался не таким интересным и шокирующим, как предыдущие. Суть его сводилась к тому, что вопреки всем предписаниям и угрозам в постсоветских странах не предприняли должных мер, направленных на исправление катастрофической ситуации с допингом. Что, по мнению авторов видео, не позволяет считать возможным допуск сборной России по легкой атлетике к Олимпиаде в Рио–де–Жанейро. Момент для запуска фильма в эфир был выбран идеальный: завтра в Монако на заседании Совета Международной федерации легкой атлетики независимая комиссия представит отчет о том, можно ли допускать российских спортсменов к соревнованиям под эгидой ИААФ. 

В вале сообщений о попавшихся на использовании мельдония есть упоминания не только российских, но и шведских, украинских, грузинских спортсменов. Но можно ли быть стопроцентно уверенным в том, что наши, белорусские, атлеты не употребляли, как сказал фигурист Евгений Плющенко, «злополучный милдронат», как аскорбинку?! Дегидрохлорметилтестостерон, в употреблении которого в конце прошлого года были заподозрены два белорусских тяжелоатлета, звучит гораздо более ужасающе, чем мельдоний (милдронат). И безусловно, врачам и фармакологам, которые сегодня помогают нашим спортсменам готовиться к Олимпиаде, нужно быть готовым к строгим проверкам. Чтобы в Рио не оказалось также мучительно больно, как в Лондоне-2012 или Пекине-2008 , всем нашим специалистам нужно сделать правильные выводы из истории с Шараповой-Кулижниковым-Бобровой. Всем и всякому спортсмену, даже именитому, нужно разъяснять правила и требовать их неукоснительного выполнения.

Что говорят:

Профессор Ивар Калвиньш, создатель препарата милдронат (мельдоний):

— Никто сегодня при помощи клинических исследований не показал, что в результате применения мельдония улучшается физическая форма, повышается выносливость, увеличивается сила и так далее. Мельдоний просто защищает организм спортсмена от губительных последствий работы на пределе возможностей.

Виталий Мутко, министр спорта РФ:

— Видимо, нас ждут какие–то потрясения по этому препарату. Не все сделали выводы. 


Серена Вильямс, первая ракетка мира:

— Я удивлена и шокирована, как и все остальные. Но в то же время я рада, что Шарапова прямо и честно обо всем заявила. Она сказала, что готова понести ответственность, и это требует мужества. Мария во всем демонстрирует мужество, и этот момент не стал исключением.


Поляк Збигнев Брудка, олимпийский чемпион по бегу на коньках:

— В последних сезонах уровень российских спортсменов был и есть неправдоподобно высокий. Они выигрывали значимые соревнования, с легкостью били мировые рекорды. Многие задумывались, как возможны такие мощные результаты? И пока никого не поймают на допинге, об этом могут ходить только слухи. А теперь уже нет...



komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 44 (24926). Четверг, 10 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter