Объемы мирового фармацевтического рынка продолжают расти

Таблетка под язык

По оценкам экспертов, в 2013 году объем мирового фармацевтического рынка достиг головокружительной отметки – 971 млрд долларов США
По оценкам международной аналитической компании IMS Health Consulting, в 2013 году объем мирового фармацевтического рынка достиг головокружительной отметки – 971 млрд долларов США.

До триллиона остается совсем чуть-чуть, и, учитывая, что население Земли плотно село на таблетки, микстуры и порошки, можно быть уверенными в том, что психологическую отметку мы преодолеем уже в этом году. Дальше – больше: к 2020 году мировой фармацевтический рынок может вырасти до 1,5 трлн долларов. Понятно, что страны условно можно поделить на две группы: те, что лекарства активно используют, и те, что их производят. Беларусь в последние годы пытается причислить себя ко второй категории, но вся проблема в том, что выйти на внешние рынки с нашими медпрепаратами не так уж и просто. Самые «вкусные» рынки давно поделены, а те препараты, которые выпускаются нашими производствами, относятся к категории дженериков – известных лекарств, срок авторского права по которым вышел.

Государства — участники ЕАЭС имеют относительно небольшую фармацевтическую промышленность, доля которой в ВВП каждой страны составляет не более полупроцента. При этом объем локального производства в последние годы растет, как и общий объем потребления. Так, объем фармацевтического рынка нашей страны в прошлом году составил 379 млн упаковок в натуральном выражении и 966 млн долл. — в денежном. За последние пять лет экспорт фармацевтической продукции увеличился более чем в два раза. И основные наши торговые партнеры — Россия (64 процента), Казахстан (12 процентов) и Украина (7 процентов). А вот по импорту больше всего лекарств к нам завозят Германия 

(11 процентов), Индия и Франция (по 8 процентов). Доля российских препаратов на нашем рынке – около 9 процентов, а казахстанские лекарства при всем желании днем с огнем не сыщешь. Это, говорят эксперты, не очень правильно.

Хотя, казалось бы, уж на что могут точно рассчитывать наши экспортеры, так это на внутренний фармацевтический рынок стран ЕАЭС. Он один из наиболее динамичных и быстрорастущих в мире, совокупный его рост в 2013 году составил 6 процентов, достигнув уровня в 24,1 млрд долларов. Правда, если сравнивать его с мировыми объемами, все равно получается, как в басне Крылова про Слона и Моську: доля стран ЕАЭС по-прежнему слишком мала и составляет 2,46 процента. 

К тому же импортозависимость наших государств никто не отменял, она долго будет диктовать свои условия.

В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) недавно оценили фармрынки нашей страны, России и Казахстана и пришли к ряду неутешительных выводов. Главный — ситуация должна усложниться в связи с высокой конкуренцией. Вступление России в ВТО, появление новых производителей и наличие огромного количества зарегистрированных дженериков восточноевропейских производителей, индийского и китайского производства – все это причины, по которым цены на дженерики локального производства в странах ЕАЭС становятся зачастую неконкурентоспособными. Поэтому экономисты ЕЭК в очередной раз выступили со стандартным «рецептом»: пора разработать перечень стратегически значимых лекарственных средств, необходимых к производству на территории государств — членов ЕАЭС, и строго его придерживаться, отдавая приоритет национальным компаниям. Также в ЕЭК предложили проработать вопрос о создании единой холдинговой структуры, обеспечивающей разработку и производство таких лекарственных средств. Речь идет об образовании фармацевтического и биотехнологического кластера, включающего научно-исследовательские, научно-производственные, клинические учреждения трех стран, функциями которого станут совместные исследования по разработке новых лекарственных средств.

Впрочем, вступить на мировой фармрынок единым фронтом – это пусть и перспектива, но все же весьма отдаленная. Пока же есть сложности внутреннего толка. В частности, речь идет об отсутствии равных условий для тех, кто выпускает фармацевтическую продукцию, даже внутри ЕАЭС. Например, локальные производители в Казахстане имеют преимущество над другими в странах союза при госзакупках 24 препаратов из перечня по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. А при регистрации предельных отпускных цен на такие препараты в России белорусские производители до сих пор приравниваются к зарубежным. Так что разработать нормативный документ, уравнивающий правовой статус фармацевтических производителей ЕАЭС в части госрегулирования цен и проведения госзакупок, было бы не лишним. 

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter