Источник: Знамя юности
Знамя юности

Декорации своими руками и ремейки популярных мультиков: как устроено закулисье школьного театра

«Т» – значит театральный

Как из «Фиксиков» получилась батлейка

Что сейчас интересует школьников? Соцсети, рилсы, компьютерные игры? Да, но некоторые подростки свою творческую энергию направляют на сцену. В минской школе № 136 открыты классы, в которых помимо изучения литературы, математики и географии есть занятия по танцам, вокалу и актерскому мастерству. На репетицию к ученикам групп «Т», что значит «театральные», заглянули корреспонденты «Знаменки».

Учащиеся седьмого «Т» сами написали сценарий постановки «Я ваш ребенок»

Задание на каникулы

Тихонько проходим внутрь зала, где находится сцена учебного театра, на которой репетируют «Т» классы. Идет генеральный прогон у малышей, поясняет заместитель директора по учебной работе Анна Харкевич:

– Это наши четвероклашки. Они готовят спектакль к выпускному. В следующем учебном году малыши перейдут на новый этап, поэтому для них выступление перед летними каникулами – шанс показать, чему научились за это время. Посмотреть его пригласим учащихся, которые не занимаются в театре, а также родителей.

В зале по соседству оттачивает навыки средняя возрастная группа. Руководит учебным процессом преподаватель музыкально-театральных игр Оксана Рудак. Педагог рассказывает:

– С пятого по седьмой класс дети занимаются со мной, затем переходят на следующую ступень, где более углубленно изучают актерское мастерство. Моя цель – донести до ребят: сцена предназначена не для соперничества за главную роль, а для сотрудничества и достижения общей цели.

Пока мы беседовали с Оксаной Николаевной, пятиклассники самостоятельно продолжали репетицию. Интересуемся, что за постановку готовят. Учитель поясняет:

– В основе 20–40-минутных спектаклей обычно лежат произведения, которые дети читают на уроках литературы. Иногда интересуюсь у юных актеров, кого им хотелось бы сыграть. Так появился ремейк мультсериала «Фиксики» – кукольная постановка, в которой ежики и ужики размышляют о науке. Некоторые сценарии пишу сама, а иногда идеи рождаются прямо во время уроков как результат коллективного творчества. Одна из таких постановок – «Я ваш ребенок», репетировать которую скоро придут семиклассники.

Раздается звонок с урока, но расходиться по делам ребята не спешат. Они ждут заключительного слова педагога. Оксана Николаевна дает наставления: на каникулах выучить реплики, отрепетировать перед зеркалом свои роли и подготовить костюмы. Заряженные пятиклашки покидают репетиционный зал. Дети рисуют афишу на заданную тему

Повесть о желтом человечке

Следующим на занятие пришел седьмой «Т» класс. Девчонки готовы продемонстрировать вступительную часть постановки «Я ваш ребенок». Пока ученики готовятся, преподаватель делится подробностями:

– Сценарий этой пьесы рождался на ходу – во время репетиций. Ребят заинтересовала тема конфликта поколений: захотели разобраться, почему взрослым порой так тяжело понимать детей. В итоге получилась постановка-монолог семиклассников, в которой они размышляют об интернете, блогерстве, трендах. Все тексты писали вместе с девочками. Надеюсь, нам удалось подобрать правильные слова, чтобы побудить взрослых задуматься о своем внутреннем ребенке.

В центре импровизированной сцены ученицы положили желтого человечка, вырезанного из ткани. Реквизит? Оксана Николаевна поясняет:

– И да и нет. Этого человечка, символизирующего внутреннего ребенка, девочки создавали сами. Он не просто декорация, а полноценный участник постановки. Героини будут играть с ним и перемещать его по ходу действия.

Тем временем подростки закончили приготовления и готовы начинать представление. Мария Каретко так проникновенно читала монолог своей героини, что казалось, будто на личном опыте проживала эмоции, о которых говорит:

– Взрослые пытаются спрятать ребенка в себе, не слышать его и поскорее забыть, что они тоже когда-то были детьми. Но верят: если сдуть со щеки упавшую ресничку, сбудется желание, или боятся темного чулана. А еще хотят покупать себе мороженое, прыгать через скакалку, запускать воздушного змея…

Четвероклассники готовятся к выступлению на выпускном

Взрослые смыслы

В своих монологах девчата поднимают серьезные темы: конфликты между детьми и родителями, интернет-зависимость. Увидеть такую постановку на школьной сцене для нас большая неожиданность. Пока кто-то репетирует, учит текст или, как мы, подглядывает за кулисы творческого процесса, в холле начинается конкурс театральных афиш. Поближе познакомиться с искусством – на этот раз изобразительным – пришли учащиеся из разных классов. Авторы очень старались, создавая свои рисунки, хвалит учеников Оксана Николаевна:

– Каждая работа уникальна и по-своему интересна.

Педагог спрашивает у детей, какой у них любимый праздник, и предлагает всем сообща нарисовать афишу к постановке на эту тему. С концепцией рисунка определились: вечеринка в честь дня рождения. Все желающие по очереди подходят к мольберту и добавляют несколько штрихов к будущей афише: кто-то сделал надписи, кто-то прошелся яркими красками. Руководят процессом ученики театрального направления. К акции присоединились учащиеся шестого «Т» Федор Курилович и Роман Аббасов. Они играют в театре с первого класса. Мальчишки вспоминают:

– Чтобы пройти отбор в труппу, читали наизусть стихотворение. На сцене иногда приходится быть не только актером, но и певцом, танцором.

Одноклассницы мальчиков Елизавета Елисеева и Анастасия Вирская добавляют, что репетиции всегда проходят очень интересно:

– Нас учат, как правильно «разминать» речевой аппарат, произносить звуки. После разыгрываем миниатюры из сказок. Сейчас готовим постановку на тему безопасности: покажем, почему нельзя играть с огнем и выходить на лед.

gardevich@sb.by

Фото Ильи ШВЕДКО


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter