Почему липецкий трактор сейчас не подходит для сельского хозяйства, а строителям в самый раз

«Т-40» легок на подъем

ТРАКТОРЫ-ТЯЖЕЛОВЕСЫ «К-700» и «Т-150К» неспециалисты путали из-за схожести в дизайне. Называли просто — «Кировцами». «МТЗ-80» и «Т-40» с невысокой тягловой силой, впрочем, тоже похожи. И работы они выполняют одинаковые по уровню сложности: в основном подвозят грузы. В середине прошлого века «Т-40» получил признание у всех аграриев. Однако в наши дни в сельском хозяйстве используют в основном энергонасыщенные тракторы. А липецкие «Т-40» доживают свой век в фермерских хозяйствах и  строительных организациях. Липецкий завод больше не выпускает тракторы — закрыт. 



В ФЕВРАЛЕ 1943 года Государственный комитет обороны поручил организовать в Липецке в сохранившихся корпусах предприятия «Станкострой» производство тракторов. Из действующей армии отозвали конструкторов, технологов и рабочих тракторных заводов. 

Специалисты Научного автотракторного института (НАТИ) приступили к созданию сельскохозяйственного пропашного трактора средней мощности тягового класса. 1 июня 1944 года заводчане собрали первый экспериментальный образец. Он был гусеничным. Создавался по аналогии с легендарным «Кировцем». Первая модель липецкого гусеничного так и называлась — «Кировец-35» с карбюраторным двигателем. 

В конце 1944 года первые серийные тракторы отправили в совхозы Крыма и Северного Кавказа. Напомним, работали они на бензиновых двигателях. Почему? Во-первых, этого топлива хватало. Во-вторых, в НАТИ еще не разработали дизельный мотор. 

Первый сельскохозяйственный трактор «КД-35» с дизелем D-34-00 от Caterpillar изготовили в сентябре 1944 года, раньше серийного с бензиновым двигателем. Но как покажет он себя в поле, еще предстояло выяснить. 

Летом испытания начали у деревни Ключики в 35 километрах от Липецка. А зимой три «КД-35» и по одному Caterpillar D-2, Cletrac AD и «ЛТЗ-2» (на базе усовершенствованного шасси «К-35» с дизелем НАТИ) отправили в Кировабад. Тракторы отработали тысячу часов. Конструкторы вынесли вердикт: тяговые, экономические и эксплуатационные показатели «КД-35» выше, чем у Caterpillar и Cletrac.

Оставалось довести шасси до требований массового производства. И разработчики справились. В итоге в июле 1946 года удалось подготовить два доработанных трактора с дизелем «КД-35». 

Технику приняли к массовому производству в 1947 году. Рама «КД-35» — клепаная, подвеска – полужесткая, оси качания тележек расположены перед ведущими звездочками, рессора – листовая. 

В 1950 году Липецкий завод начал выпускать первый в СССР гусеничный пропашной трактор «КДП-35». (КДП — «Кировец» дизельный пропашной). Он отличался от прототипа более широкой колеей и меньшей шириной гусениц. Трактор мог сеять, обрабатывать пропашные низкостебельные культуры. 

Но главное, пожалуй, то, что железный конь решил одну из важнейших задач аграрного сектора экономики. Сахарную свеклу теперь могли возделывать механически. 

«КД-35» оказался долгожителем: вплоть до 1973 года его основные узлы устанавливали на тракторы «Т-38» и «Т-38М». С 1945-го по 1956 год завод изготовил 36867 «Кировцев». А с 1946-го Минский тракторный завод начал выпускать «КД-35». Длилось, правда, это всего два года. Но за это время МТЗ собрал 2500 «КД-35». 

НОВЫМ поколением тракторов Липецкого завода стали модели с буквой «Т». Производство колесных универсальных тракторов тяговой силы 0,9 тонны-силы завод начал с 1956 года. Тогда конструкторы создали самоходные шасси Т-27, СШ-30 и СШ-30А для агротехнических работ. 

Дизель воздушного охлаждения Д-30 и силовая передача были скомпонованы в задней части, а на двухбрусной раме можно было расположить оборудование или бортовую платформу. 




В 1958-м заводчане изготовили «Т-25». С 1960 года он пошел в серийное производство под маркой «Т-30». А в 1961 году начали делать универсально-пропашной колесный трактор «Т-40». 

В 1962 году начался выпуск сразу двух полноприводных модификаций: высококлиренсного «Т-40А» и низкоклиренсного «Т-40АМ» для работы на склонах. Полноприводные версии, как и базовый «Т-40», оснащали гидрофицированной навеской. А за счет ведущего переднего моста производительность при выполнении энергоемких работ увеличивалась на 12—15 процентов.

По результатам испытаний 1970 года колесный «Т-40» оказался одним из лучших по надежности среди тракторов, выпускаемых предприятиями стран — членов СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). В 1966–1970 годах на международных выставках-ярмарках в Москве, Лейпциге и Маркклееберге «Т-40А» удостоен золотых медалей. 

Восьмую пятилетку — 1970 год — на ЛТЗ закончили выпуском полумиллионного трактора. К тому времени уже заработали собственные прессовый и кузнечный цехи, корпуса механосборочных цехов оборудовали современными поточными полуавтоматическими и автоматическими линиями.

Производство модельного ряда «Т-40» продолжалось до 1995 года. Всего завод изготовил 1196200 тракторов этой серии. Попытку обновить модельный ряд конструкторы предприняли еще раньше — в 1978 году. Тогда представили новую модель – «Т-50АМ», своеобразный гибрид с кабиной и оперением от «Беларус» «МТЗ-100». 

В начале 90-х взамен морально устаревшего «Т-40» начался выпуск обновленной модели «ЛТЗ-55» и затем полноприводного «ЛТЗ-60» тягового класса 1,4. Но такой большой популярности, как предшественники «Т-40», они не получили. 

Осенью 2004 года Липецкий завод признали банкротом. Новым хозяином стало другое предприятие — «Липецкий трактор», которое входит в концерн «Тракторные заводы».

В июле 2009 года машиностроительные и машиносборочные цехи не работали. Частично действовали только вспомогательные металлообрабатывающие производства. 

Некоторые неработающие цехи снесли. Больше всего — недостроенные вдоль липецкой улицы 3 Сентября. После покупки активов концерн «Тракторные заводы» в качестве основной деятельности избрал сдачу в аренду производственных помещений завода.

Сегодня завод закрыт совсем. На официальном сайте только предложение обратиться за тракторами на Владимирский завод и уточнение: «Завод не производит продукцию, ничего не закупает и не продает». 

ЕДВА ли в Беларуси сегодня найдется сельхозпредприятие, где имеется этот железный конь. Причина не только в том, что «Т-40» устарел морально. И даже не в том, что его вытеснил «Беларус» («МТЗ-80»). У обоих корпуса практически одинаковые, но одно из самых заметных отличий – многогранная кабина. У «Беларуса» она кубической формы. Да и по своим техническим характеристикам тракторы сильно разнятся. 

У «МТЗ-80» тяговые усилия 1,4, у «Т-40» — всего 0,9. Разница почти в два раза. Как многофункциональный трактор для сельского хозяйства в целом он проигрывал «МТЗ-50» и «МТЗ-80». Хотя были исключения. 

Первый заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Слуцкого райисполкома Владимир Лещенко еще застал времена, когда в 90-х годах в районе использовали «Т-40»: 

— Это были легкие работы. Задействовали на подвозке кормов, воды крупному рогатому скоту. В полях тракторы не работали. 

Но в большинстве «Т-40», в отличие от стареньких «Беларусов», чаще встречается в промышленных организациях. В лельчицкой строительной фирме ЗАО «Альянс» «Т-40» уже 30 лет. За рулем Леонид ЛОЗКО (на снимке). В основном он выполняет сварочные работы. Сейчас на молочно-товарной ферме делает каркасы: 

— За трактором смотреть нужно, тогда он долго прослужит. У сварщика зарплата не меньше, чем у инженера. 

Яков Яроцкий, ныне директор УО «Могилевский центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов», несколько лет проработал водителем на «Т-40» на торфопредприятии в Березино. Техника для этой сферы, считает, подходящая: 

— Использовали липецкий трактор на ворошении фрезерного торфа. Еще он незаменим для дорожных организаций, но для сельского хозяйства из-за невысокой тяговой силы, мне кажется, уже не подходит.

СПРАВКА «СГ» 

Трактор «Т-40» выпускался с 1961 по 1977 год, «Т-40А» – с 1963 по 1977 год, «Т-40М», «Т40-АМ» — с 1972 по 1995 год.

kovalev@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter