Корреспондент «СГ» отыскал его в ОАО «Беларуськалий», на самой макушке соляных гор

Т-330 прет бульдозером

СПЕЦИАЛИСТЫ знают, Т-330 — машина сложная и «противоречивая». Ни один трактор в СССР не был так обласкан сторонниками и жестоко бит противниками проекта. Если рабочие агрегаты нареканий не вызывали, то вот базовая машина… В общем, путевку в жизнь первенец чебоксарских машиностроителей пробивал себе с таким трудом и упорством, с каким впоследствии крушил скальные и мерзлые грунты в условиях Крайнего Севера. А сейчас он без страха и упрека добывает золото в Сибири и на Дальнем Востоке. Посмотрим, за что ценили и недолюбливали Т-330.



ЭТОТ трактор выпустили в начале восьмидесятых на Чебоксарском заводе промышленных тракторов.  На адреса завода, в прессу и на телевидение потоком пошли отзывы и рекомендации. 

В них иной раз была разгромная критика. Авторы ставили под сомнение не только качество Т-330, но и необходимость их выпуска. И, надо сказать, статьи в газетах под заголовками «Трактор на иждивении» или «Такая машина не нужна» болезненно воспринимали заводчане, потому как душой переживали за машину. 

В конце 1985 года министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Александр Ежевский прислал на завод свое заключение: «Положение с качеством продукции на вашем предприятии крайне тревожит коллегию министерства. Складывается впечатление, что на заводе смирились с тем, что за ворота выходит брак. Как видно, качество продукции не стало важнейшим делом всего коллектива ЧЗПТ. Следует по каждому участку провести анализ — по чьей вине и по каким причинам выпускается брак. Прошу обстоятельно принять меры по мобилизации коллектива на коренное улучшение этой работы». 

Тогда заводчане  поинтересовались на местах, как там относятся к Т-330? Соблюдают ли все требования по эксплуатации? Откомандировали специалистов. Картина предстала в полной «красе»: оказалось, в механизмы трактора заправляли отработавшее или грязное масло. В кабину сажали провинившихся водителей «КамАЗов» и учили азам управления этой техникой.

Т-330 широко разошелся по стране.  Основные потребители — Магаданская, Амурская, Свердловская, Семипалатинская области, карьеры Криворожского бассейна, Курской магнитной аномалии, Казахстана, мелиораторы Поволжья, Средней Азии и Кавказа. Заводчане сами поддерживали парк изготовленных тракторов в технически исправном состоянии, даже создали управление гарантийного технического обслуживания.

В книге А. Круглова «Промышленные тракторы» начальник шестого участка управления механизации № 5 Ульяновска Николай Левендеев вспоминает: «Триста тридцатые? Отличная техника. И незаменимая. К нам поступило восемь «Чебоксарцев». Первые три года проблем не знали. В карьере ему не было равных. Пока не начались проблемы с моторами. Слабое место «родных» двигателей — цилиндро-поршневая группа. Постоянно возрастал расход масла на угар. Обращались в «Тракторосервис». Потратили уйму денег, а ремонта хватало на три месяца. В итоге своими силами заменили мотор на ярославские ЯМЗ-240. Новый двигатель дал вторую жизнь тракторам. 

Зато труд машиниста Т-330 у нас оплачивается гораздо выше остальных. Недавно работали на строительстве крупного торгового центра.  На месте бывшего троллейбусного парка располагалось бомбоубежище. Сплошной бетон, массив, армированный прутьями. 

На «чебоксарцах» бетонный монолит вскрыли в сжатые сроки. Вот какая сила в них! Без них мы никуда. Разморозятся теплосети, например… Т-330 быстро справится с аварией».

В 1979 году началось строительство комплекса защитных сооружений Ленинграда от наводнений. Направили туда и новенькие Т-330. Один доверили механизатору Владимиру Слащеву. «Мне есть с чем сравнивать Т-330, — делился он с журналистами, — с 1963 года работаю на тяжелых тракторах. Управлял ДЭТ-250, американскими, японскими бульдозерами. Т-330 — машина серьезная, требует особой подготовки. Но от безграмотной, варварской эксплуатации узлы и механизмы выходят из строя досрочно. А загубить можно любой, даже самый надежный механизм».

Начальник Лениногорского управления механизации строительно-монтажного треста № 4 ПО «Татнефтестрой» (Татарстан) Александр Верхозин вспоминает: «Трубоукладчики Т-330 для разгрузочно-погрузочных работ. Техника маневренная, легко управляемая, устойчивая. Подача грузов — с максимальной точностью».

Рабочий бульдозера Ингулецкого горно-обогатительного комбината (Кривой Рог) Владимир Винокуров испытывал Т-330 первых серий. В июле 1986 года в своем письме отметил такой момент: «Последняя версия не хуже зарубежных аналогов. Приведу пример. В районе третьего отвала рудника произошел оползень горной массы. Под угрозой затопления реки Ингулец населенные пункты, расположенные вверх по течению. Готовились прокладывать новое русло реки и при этом не нарушить работу рудника. Условия работы не из легких. 

Выходили из кабин лишь на дозаправку топливом. Техника перегревалась, но терпела. Все одиннадцать тракторов Т-330 успешно выдержали нагрузку без аварийной остановки. За десять часов работы в экстремальном режиме достали и переместили более полумиллиона кубометров грунта!».

Т-330 — первый в СССР трактор с передним расположением кабины. Это улучшило машинисту обзор бульдозерного оборудования. Такое решение применяется  сравнительно редко. Конструкция вполне соответствовала мировому уровню техники середины 1970-х годов и имела большой потенциал дальнейшей модернизации.

В 1981 году заводчане собрали 350 тракторов мощностью 330 «лошадок» —  первая промышленная партия. 1 сентября 1982 года с главного конвейера сошел юбилейный тысячный трактор. 

Для опытных образцов тракторов на ЧЗПТ построили экспериментальный корпус (ныне опытно-механический завод) проектной мощностью 100 машин в год. Сдан он был в июле 1980-го, а в ноябре 1980 года здесь начали собирать первый Т-500.

28 декабря 1993 года Чебоксарский завод промышленных тракторов преобразовали в ОАО «Промтрактор». 2 февраля 1995-го во Дворце тракторостроителей избрали совет директоров и утвердили устав.  С июня 2005 года ОАО «Промтрактор» вошло в состав компании корпоративного управления — ООО «Концерн «Тракторные заводы». 

Этот завод единственный в России и странах СНГ в четверке мировых лидеров по производству тяжелой бульдозерно-рыхлительной и трубоукладочной техники. Модернизированная модель Т-330 называется «ЧЕТРА». Разработаны модели Т-15, Т-20, Т-25, Т-35, Т-40. Они дебютировали в 2002 году. Тогда впервые в мировой практике тракторостроения завод организовал красочное представление — «Трактор-шоу». 

Сейчас бульдозеры «ЧЕТРА» добывают золото и алмазы в Сибири и на Дальнем Востоке, уголь — в Кузбассе, Красноярском крае и Приморье. Трубоукладчики осваивают газовые месторождения в районах Западной Сибири и Крайнего Севера, колесные погрузчики — на разработке минеральных удобрений в Волго-Вятском, Центральном и Поволжском регионах, а также в Казахстане и Украине. Работают они  и в Беларуси. 

НА ОАО «Беларуськалий» сохранился единственный Т-330 — 2003 года выпуска. Для трактора — возраст «старичка». Переправляли его в Беларусь поездом. В лучшие времена он работал на отгрузке технических солей круглосуточно.

Сейчас с помощью трактора делают планировку дамб, подъем технологического оборудования, площадки для отвалоообразователей солеотвалов. Иногда подключается к благоустройству подъездных путей, стройплощадок.

«До 2005 года у нас было 12 таких бульдозеров. Техника неплохая: подвеска великолепная, для наших условий неприхотлив. Единственное слабое место — двигатель, воздушное охлаждение, они часто ломаются. Но у нас очень большие солевые нагрузки  (коррозия металла и твердые грунты. — Прим. автора), достается бульдозерам, — делится начальник колонны автотранспортного цеха Константин Кунцевич. — Расход солярки немалый — примерно 35—40 литров за час работы. Но это условно: все зависит от выполняемой работы.

Буквально позавчера с помощью трактора делали площадки для отвалообразователя. Последний отводил стрелу в сторону, бульдозер взбирался наверх и превращал конусы в ровную поверхность, понизив до уровня, чтобы отвалообразователь мог «шагнуть» на поверхность».  

На служебном «уазике» с Константином Константиновичем взбираемся на макушку соляных гор третьего рудоуправления. Высота — 110 метров над уровнем моря. Для сравнения: это почти как три девятиэтажных здания.   

Вместе с машинистом бульдозера Александром Малюжичем садимся в кабину Т-330. У Александра опыт работы немалый — более 10 лет. Он демонстрирует, как работает техника:

— Спереди нож, он подгребает более мягкие, податливые слои соли. Сзади — однозубый рыхлитель, «срывает» твердые породы. Несколько раз нужно пройти туда-обратно, чтобы поверхность поддалась, а сейчас она, как камень. Из особенностей: работа под высоким углом — сельскохозяйственный трактор мог бы и перевернуться, а этот — нет. Устойчив, вес — 54 тонны! А вот в кабине жарко, охлаждение слабое.


Александр МАЛЮЖИЧ.

Машинист бульдозера Михаил Молочко 20 лет работал на Т-330. «Эти соли могут взять только три «стихии» — вода, комбайн и бульдозер. Больше пока ничего не придумали».


Михаил МОЛОЧКО.

Из минусов в тракторе называет такой — трудно произвести ремонт. Из плюсов — центр тяжести низко, практически невозможно перевернуться  при любом уклоне. А вот на новые Т-25 крепят каркасы, чтобы защитить кабину от повреждений. У Т-330 кабина расположена удобно — видно, что перед бульдозером. К тому же не буксует — его трясет, колотит… Но он идет вперед. Коробка редко выходит из строя: выдерживала любые нагрузки.

— Сегодня Т-330 все же, надо признать, морально и технически устарел. Сейчас упор на бульдозеры не только высокопроизводительные и экономичные. Важен комфорт в кабине: кондиционер, удобное кресло, в общем, чтобы машинист на рабочем месте не отбывал смену, а хотел работать, — заключает Константин Константинович.

Т-330 — трактор 25-го класса — ныне снят с производства на ЧЗПТ. Свое отработает и  уйдет в историю. На смену придет «ЧЕТРА» Т-25 с различными модификациями.

kovalev@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter